Найти тему
4,1K подписчиков

СОБЯНИНСКИЙ ПОДАРОК К 8 МАРТА | СНОС ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Очередной снос исторического наследия случился в Москве, на этот раз в Сокольниках. Адрес дома, которого фактически больше нет - улица Шумкина, 18. Вот, кстати, а как правильно в этой ситуации говорить? Мы привыкли к адресам в стиле “улица такая-то, дом номер такой-то”. А дома-то больше нет. Владение? Видимо, московские власти что-такое предполагали, так как в Москве очень часто в адресах можно прочитать не “дом”, а “владение”. Готовили, так сказать, себе базу.

Подготовка к сносу шла по классике жанра, в ней принимали участие главные вандалы всея руси - Российские железные дороги при содействии Москомархитектуры. Собственно, территорию, на которой ранее находился грузовой двор станции Москва-II-Митьково, готовят под застройку офисами и жильём, и какое-то историческое здание там вообще ни к селу, ни к городу.

Очередной снос исторического наследия случился в Москве, на этот раз в Сокольниках. Адрес дома, которого фактически больше нет - улица Шумкина, 18.

К сносу приговорили сохранившийся в первозданном виде жилой флигель усадьбы XVIII века постройки (тот же адрес, строение 2) и протяжённый двухэтажный корпус, ровесник флигеля, который в 23-м году зашили в вентфасад и в котором до недавнего времени находились Московский таможенный железнодорожный пост, отдел таможенного оформления и таможенного контроля №5. Вот именно этот корпус в начале марта, без каких-либо исследований и натурных замеров и снесли. История Москве не нужна.

Именно по вскрывшейся во время сноса кладке, а, точнее, по размерам кирпичей и клейму на них, по типу кладки и толщине стен, и был сделан вывод о примерном возрасте постройки - XVIII век. Точнее пока говорить сложно. Косвенно это подтверждают и изыскания по картам местности тех лет: этот участок принадлежал капитану Андрею Васильевичу Выродову, владельцу суконной фабрики с сукновалятельной мельницей, годом основания которой считается 1756-й.

Фото Архнадзор
Фото Архнадзор

Выродов - выходец из крупного и богатого дворянского, курский и харьковский дворянин, крупный землевладелец и мануфактурщик, в начале 80-х годов XVIII века был осуждён за растрату казённых денег и сослан в Оренбург, а его мануфактура национализирована и управлялась Кригс-Комиссариатом.

Приключения участка на этом не закончились. В середине 80-х годов XVIII века этот участок был пожалован генерал-губернатору Москвы графу Якову Брюсу, и тут была устроена загородная усадьба губернатора. Она состоял из двухэтажного каменного особняка и различных хозяйственных построек, а вдоль реки были разбиты сад и огороды. Всё это богатство прослеживается на картах конца XVIII века и, кроме усадебного дома, дошло до наших дней. Но наши дни уже не пережило.

Фото Архнадзор
Фото Архнадзор

Усадьбу в начале XIX века приобрёл граф Фёдор Растопчин, который в 1812 - 1814 году был генерал-губернатором Москвы. Да, вы всё правильно поняли - в годы той самой первой отечественной войны. Граф летом 1812 года эвакуировал свою семью в Ярославль, а сам остался в загородном доме. Произошло это за двое суток до вступления неприятеля в Москву. После “визита” Наполена, в 1813 году, граф даёт объявление о продаже дачи и продаёт её только через 20 лет, в 1833-м.

Фото Архнадзор
Фото Архнадзор

Участок переходит в собственность к брату декабриста, майору Платону Фотиевичу Митькову (откуда, собственно, и получили название и район, и станция железной дороги). Митьков распродаёт части огромного имения, но его центральная композиция остаётся без изменений и в таком виде в 1893 году переходит в собственность Московско-Казанской железной дороги, здесь устраивается станция Москва-Товарная-II.

Фото Архнадзор
Фото Архнадзор

Вся эта славная история закончилась в 2024-м и будет впоследствии погребена под очередными новостройками. Вот, кстати, интересно, а если бы Ильич здесь своё знаменитое бревно таскал, снёс бы Семёныч эти флигели?

Напоминаем вам, что вы можете поддержать наш канад на Бусти

Дорогие друзья! Наш канал проводит исследование по средствам индивидуальной мобильности, которые стали новой транспортной реальностью наших городов. Мнения о них порой полярны, поэтому мы просим вас помочь нам и пройти опрос