В процессе терапии с клиентом, по какому запросу он бы не пришёл к психологу, очень важным моментом следует отметить все моменты, когда клиент начинает проявлять свою уязвимость. То есть каждому психологу желательно уметь отслеживать у себя и у клиента такое проявление, как психологическая защита.
Важнее всего эту защиту отслеживать у себя самого, потому что механизмы и причины, понятные самому психотерапевту могут быть ключевыми подсказками клиенту.
В разных психотерапевтических подходах такое обсуждение взаимных чувств бывает показателем динамики терапии. В групповом формате шерринг (рефлексия) своих состояний тоже выстраивается в ступеньки роста и развития личности.
Перед каждой встречей с клиентом, психолог ставит перед собой не только цель помочь клиенту справится с ситуацией или найти ключ к психическим явлениям. Психолог ставит перед собой более глубокую , порой неосознаваемую и неуловимую собственную цель. И какая она, как отзывается проблема клиента в психике самого терапевта, от этих состояний зависит динамика терапии клиента и личное, психическое, эмоциональное состояние психотерапевта.
Поэтому важным моментом будет осознание психологом собственной цели, возможно обсуждение этой цели со своим супервизором, интервизором.
Порой защитные механизмы клиента и психолога, показывают привычную поведенческую модель семейной системы клиента. Например, клиент с психологом завершает подавленный конфликт, проецируя на психолога поведение со своей матерью, через проживание поддержки и уважения мнения.
Либо клиент проявляет и признаёт собственную агрессию, которая долгие годы пряталась за долженствованием и социальными запретами. Агрессия в конструктивном проживании похожа на дрессированного льва. Научиться регулировать собственные чувства - это желанное умение многих взрослых людей, испытывающих ежедневное профессиональное или семейное ситуативное напряжение.
Ежедневные запросы от клиентов по вопросам : я боюсь своей уязвимости. Я раскрываюсь в своих неприличных, порочных или социально неодобряемых мыслях.
Например, я плохая мать, по откликам бабушек и дедушек, воспитателей и учителей.
например, я плохой муж, по откликам жены, тещи, собственных родителей.
Например, я плохой сын, по откликам учителей, одноклассников или родителей.
Не только самооценка задета в таких запросах на консультирование, сколько тяжелое навязанное чувство вины, которое используется в воспитательных целях. нависает над человеком и не даёт ему гармонично развиваться и продуктивно существовать.
Приходите, кто имеет желание поисследовать собственную уязвимость.
Автор: Галина Яковенко
Психолог, Специалист по психосоматике
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru