- ты бездарность- у тебя ничего не получится- ты занимаешься какой-то ерундой- неужели ты действительно думаешь, что справишься с этим?
Как часто Вам свойственно критиковать себя? Замечаете ли вообще эту критику, а точнее то влияние, которое она оказывает на Ваши чувства, мысли и поведенческие реакции?
Думаю, многие в своей жизни сталкивались с феноменом "внутреннего критика" (далее-ВК) - как некоторой части нашей Личности, которая заставляет чувствовать себя ничтожно маленьким и беспомощным.
Откуда эта критика возникает вообще? Можно ли обойтись как-то без нее?
Задачами ВК могут быть как забота и попытка уберечь нас от опасности, так и саботаж наших действий или намерений. Именно поэтому, считаю, что обойтись без него абсолютно - нельзя. Это часть нас. Эта часть нас формируется из тех посланий, которые мы получаем в течение своего взросления от значимых фигур: будь то родители, бабушки, дедушки, воспитатели и др.
Поскольку это часть нас - мы можем учиться с ним взаимодействовать, "разговаривать" и брать пользу.
Чтобы понять как нам с ним взаимодействовать, предлагаю взять за основу структуру Личности, используемую в транзактном анализе, чтобы получше представить этого "критика".
Итак, допустим, что наша личность может находиться в трех состояниях: Родитель, Взрослый и Ребенок.
В момент, когда личность находится в Эго-состоянии Критикующего Родителя, его действия и слова атакуют Эго-состояние Ребенка.
Для более упрощенного понимания, предлагаю рассмотреть пример, который возможно покажется многим знакомым:
Девушка Аня решила заняться рисованием портретов и выставлять их на продажу. За спиной у Ани, успешно оконченная художественная школа и множество лет практики. Однако при возникновении мысли о продаже своих картин, Аня испытывает сильную тревогу. О чем эта тревога, какие мысли у нее возникают о себе?
- это никому не нужно!- художников итак много, с чего я взяла, что у меня кто-то что-то купит?- мне нужно еще многому научиться, я не могу брать за это деньги!- а что если я возьму заказ и не справлюсь с ним? Это будет ужасно!
Как это выражается в поведении? Например: Аня боится рассказать о своем "предпринимательстве" друзьям и знакомым; она вовсе отказывается от, кажущихся сложными, заказов; она ставит заниженные цены за свои картины и пр. Внутри разыгрывается конфликт, между желанием превратить свой навык в заработок, выражением своего собственного творческого потенциала и страхами, опасениями.
Ловушка также состоит в том, что критику - выражаемую Родителем либо сложно проверить, а потому сложно опровергнуть, либо имеет под собой реальную вероятность наступления события.
Нужны ли действительно сейчас кому-то портреты? - вполне возможно и нет, а может и есть любители. Проверить наверняка - сложно
Много ли на самом деле художников? - ну да, не мало
Есть ли Ане чему еще поучиться в профессиональной сфере? - вполне возможно, ведь это навык, который можно совершенствовать
Может ли Аня действительно не справиться с заказом по разным причинам? - вполне, это сложно предсказать со 100% вероятностью.
Согласитесь, на такую ловушку и правда легко попасть и опустить руки, расстроиться. Конечно же, поскольку ВК - является частью нас, как таковой цели навредить нам - конечно нет. Таким образом проявляется защита от ошибок или возможных неудач, которые еще сильнее могут ударить по собственной самооценке; или защита от столкновениями с другими трудностями.
Как же тогда научиться договариваться с этим критиком?
1. Как я уже написала, Родитель - это лишь часть нашей личности. Произнесите это вслух: ЭТО ЛИШЬ ЧАСТЬ! Какой бы большой и влиятельной она не казалась, это всего одна треть. А потому и те мысли, которые она "произносит" всего лишь частично могут быть правдой. Так зачем мы допускаем такое сильное влияние этой части на нас, если она такая маленькая по своей сути?
2. После того, как нам удалось понять, что Часть нас не равно полностью Я, предлагаю Вам заручиться поддержкой Заботливого Родителя. Вспомните ситуацию, где Вам пришлось столкнуться с внутренним критиком и выпишите все "ругательства" которые он Вам сказал. Теперь представьте себя добрым и нежным родителем, который видит расстроенного ребенка, выслушавшего весь этот негатив. Поговорите ребенком: как бы Вам хотелось его поддержать? (не спорить с Критиком, а именно успокоить ребенка.)
3. Помочь договориться Критикующему Родителю и Ребенку может эго-состояние Взрослого. Представьте стол переговоров, за которым сидят все действующие лица. Выпишите все аргументы К.Родителя и Ребенка. А теперь подумайте: какой компромисс можно найти между двумя позициями?
Автор: Елена Дмитриевна Субботина
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru