Субъект находится в отношениях с объектом своего желания. В отношении этого объекта он осуществляет влечение. Но объект отвечает на это осуждением, и это создает конфликт. В качестве разрешения конфликта субъект встраивает осуждение в своё Сверх-я, делая желание объекта частью себя. Когда исходное желание возникает, субъект осуждает сам себя. Таким образом субъект образует союз дружбы с объектом против себя. В будущем подобный конфликт уже с любым объектом упреждается самоосуждением.
Часть I: зарождение осуждения
1. Субъект находится в отношениях с объектом своего желания.
Самоосуждение – это то, как субъект обращается со своим желанием.
Есть субъект, и он испытывает желание. И есть объект, на который желание субъекта направлено. Влечение связывает их, образуя определенное отношение.
Для субъекта другой человек является объектом либидо.
Либидо – это общее стремление субъекта к созданию и сохранению связи с объектом.
В состав либидо (как общей категории) входят различного рода привязанности, получение или обеспечение заботы, дружеские и романтические связи, узко сексуальные контакты и различное игровое взаимодействие.
2. Субъект выражает желание в отношении объекта.
Для реализации либидо субъект действует в отношении другого человека. Он производит с ним желанное событие любви. И он хочет, чтобы это повторялось.
Поэтому этот человек обладает особой ценностью. С ним необходимо сохранять предельно надежную связь.
Сохранение связи и самого объекта является, вероятно, центральной целью либидо.
Действуя, субъект выражает себя в отношении объекта своего желания и тем проявляет это желание в действительности.
Однако это может создавать конфликт.
3. Объект отвечает на желание субъекта осуждением.
Значимый человек отвечает на действие субъекта осуждением.
Не столь важно, действительно ли это осуждение или оно мнится субъектом: важно, что для субъекта осуждение – это психический факт его отношений с другим.
Осуждение со стороны значимого лица указывает на то, что проявляемое желание субъекта неприемлемо и причиняет вред. Если человек осуждает действие другого человека, он не желает, чтобы этот человек в подобном проявлении присутствовал в его пространстве.
Осуждающее действие может выражаться поведением и речью. Всё это выражает его собственное желание, направленное против желания субъекта.
Возникает положение: желание субъекта нарушает значимые для него отношения. Субъект встает перед необходимостью удалить своё влечение из пространства отношений со значимым лицом, чтобы сохранить связь относительно надежной и удовлетворяющей.
Заряд этого влечения нужно, во-первых, не допустить к работе и переводу в желаемое событие, и, во-вторых, преобразовать в иной вид работы: вместо «а» делать «б».
Для вытеснения влечения необходимо то, чем оно будет вытесняться. В случае осуждения – это Сверх-я.
Часть II: устранение осуждения
4. Субъект встраивает осуждение в Сверх-я.
Социальный субъект заинтересован в сохранении удовлетворяющей связи с другими. Поэтому субъект должен учитывать возможный вред, который он может причинить своим желанием.
Если субъект своим желанием причиняет вред значимому человеку, это угрожает целостности их связи. Значимое лицо начинает воспринимать субъекта как раздражитель: его либо нужно удалить, либо от него нужно удалиться.
Потеря объекта – это утрата возможности осуществлять с ним желание.
Во избежание подобного положения субъект использует Сверх-я – участок психического аппарата, отвечающий за регуляцию социального контекста.
Сверх-я существует как «осадок» длительной зависимости ребенка от родителей. Запреты и долженствования выражаются ребенку и вписываются в состав Сверх-я как желание значимой фигуры: «я хочу, чтобы ты был таким» или «я хочу, чтобы ты не был таким».
В психическом аппарате субъекта образуется связка между своим желанием и осуждением значимого лица. Желание, вызвавшее нарушение отношений с другим, должно быть нейтрализовано.
Осуждающая установка в Сверх-я возникает вместо осуждения со стороны значимого лица. Это позволяет устранить такую ситуацию вовне – в действительных отношениях с человеком.
Но недостаточно просто подавить заряд влечения: его энергию требуется преобразовать в иное действие, через которое нагрузка снизится, как давление через стравливающий клапан в перегруженной системе.
5. Когда желание возникает, субъект осуждает себя.
Объект осуждает субъекта и тем становится для него своеобразным противником на пути желания, то есть надёжной связи с объектом. Иными словами, значимое лицо становится и желанным объектом, и препятствием на пути к желанному объекту. Если удалить из отношений желание, против которого встаёт значимое лицо, то вместе с тем будет и устранено препятствие и противоречие будет снижено.
Возникновение желания усиливает противодействие со стороны Сверх-я: субъект начинает вопиющий акт самоосуждения.
Акт самоосуждения происходит отныне вместо работы желания, против которого оно и действует.
С одной стороны, субъект в таком положении страдает.
С другой стороны, субъект получает удовольствие, поскольку достигает ведущей цели – сохранить связь со значимым человеком нерушимой.
Часть III: разрешение самоосуждением
6. Субъект образует союз дружбы с объектом против себя.
Субъект ради сохранения связи со значимым лицом удаляет своё желание из поля их отношений.
Теперь осуждение этого желания проявляется не в действиях значимого человека, а в действиях собственных.
Родитель путем осуждения боролся с желанием ребенка. Теперь ребенок борется со своим желанием так же, как с ним боролся его родитель.
Этим ребенок утоляет желание родителя, обходясь со своим влечением так, как это было угодно родителю.
Для бессознательного это может значить, что ребенок теперь угоден значимому лицу: ведь центральная задача – сохранять связь нерушимой и по возможности удовлетворяющей.
Но это фантазия: то, как именно ребенок считал и понял послание родителя.
В психической реальности ребенка присутствует событие осуждения: даже если родитель не это имел в виду или его послание первично вообще было адресовано не совсем ребенку (а, например, изначально своему родителю).
Удаление желания из отношений с родителем и осуждение этого желания (или себя, желающего это) есть удовольствие.
Ребенок и родитель становятся едины: именно это является ядерной целью либидо – соединение, объединение, связь.
Единство образуется в стремлении бороться с желанием ребенка. Это своеобразный союз дружбы против общего врага.
7. В будущем подобный конфликт с любым объектом упреждается.
Субъект переносит опыт в другие отношения со значимыми людьми.
Похожая обстановка – это условие для воспроизведения опыта, возникшего в подобной же ситуации.
В отношениях с другим лицом возникает самоосуждение. Этот шаблон, несмотря на логические доводы, не устраняется, поскольку решает проблему, связанную с влечением.
Как только субъект начинает желать, он устраняет своё желание самоосуждением и вместе с тем не допускает воображаемой ситуации, где другой осуждает его.
Самоосуждение становится невротическим способом сохранять ценные связи.
Автор:
Денис Петришин, магистр филологии, психоаналитик, автор блога PsyCase.
Все ресурсы PsyCase:
VK: vk.com/psycaseanalytic
Boosty: boosty.to/psycase
Dzen: dzen.ru/psycase
Telegram: t.me/psycaseanalytic
YouTube: youtube.com/@psycase