Я сижу за ноутбуком и смотрю на чистый белый лист на экране. Уже, наверное, минут двадцать. И никак не могу решиться. Первая фраза – всегда самое сложное. Мысли в голове путаются, а когда ты пытаешься их записать, получается глупость.
—Ну же, автор! Напиши хоть что-нибудь.
Энид Чертополох, высокая худощавая ведьма в остроконечной зелёной шляпе стоит у меня за спиной и нетерпеливо кусает губы.
—У меня не получится. Это будет банальность…
Энид прищуривается и сразу же становится колючей и замкнутой. Не зря её зовут Чертополох.
—Ну да, конечно. Говорить всем, что ты хочешь написать историю, куда проще, чем действительно писать её…
И угораздило же меня придумать такую язву!
Энид заглядывает мне через плечо. Нажимает на кнопку на клавиатуре.
—Ну же! Смелее.
«На самой окраине города притаился Сорняковый переулок...»
***
Мы с Энид сидим у меня на кухне и пьём чай с шоколадным печеньем. Вдруг ведьма отставляет в сторону чашку и задумывается.
— Знаешь, всё началось с того, что я поступила в ученицы к мадам Аконит. Мне было тогда одиннадцать лет.
***
Через пять лет.
Звонок с незнакомого номера. Беру трубку.
— Здравствуйте! Вас беспокоят из детской театральной студии «Колокольчик». Мы хотим поставить спектакль про Энид Чертополох. Ну и про других ведьм, конечно, тоже. Не могли бы вы уделить нам время и поговорить с режиссёром. У него первая постановка и он ужасно волнуется…
— Конечно! Буду рада помочь.
***
Мы с Энид ходим на репетиции. Чаще всего она сидит где-нибудь в тёмном углу и отпускает оттуда язвительные замечания. Ведьму возмущает всё: режиссёр, сценарий, а больше всего - исполнительница главной роли.
Невысокая полноватая девочка двенадцати лет. У девочки золотые кудри и огромные голубые глаза. Девочка живая и весёлая. Всеобщая любимица. Ну то есть, на Энид не похожа, от слова «совсем».
— Такой ангелочек никогда не стал бы ведьмой! Неужели не понятно?
***
На сцене - лаборатория мадам Аконит. В центре - огромный котёл с «зельем». Под котлом - почти настоящий огонь из лоскутков.
Девочка с золотыми кудряшками подходит к котлу. Бросает туда несколько разноцветных карамелек, старый башмак и какую-то склянку. Мешает зелье огромной деревянной ложкой.
Вдруг из котла начинает валить густой зелёный дым. Энид срывается со своего места в зале. Бежит на сцену. Отталкивает девочку от котла с такой силой, что та падает.
Все бросаются к девочке. Помогают ей подняться, спрашивают, что случилось...
***
Энид сидит за кулисами, обхватив себя двумя руками за плечи. Ведьму трясёт, как в лихорадке. На глазах - слёзы.
Сажусь рядом, осторожно глажу её по волосам.
— Как ты?
Энид всхлипывает, потом выпрямляет спину и качает головой.
— Не важно. Она не пострадала?
—Нет, Энид. В этот раз никто не пострадал…
***
Это был серый дождливый день в середине октября. Золотая осень давно уже кончилась. Небо по целым дням было затянуто тучами. Дорогу развезло. К дому мадам Аконит подъехала забрызганная грязью чёрная машина. Из машины вышел высокий сухопарый господин в сером пальто. Он помог выйти высокой худощавой девочке неуловимо похожей на него.
К гостю величественной походкой подошла мадам Аконит - местная ведьма. Она будто бы парила над землёй, умудряясь не пачкать в грязи длинную зелёную юбку
—Добрый день, Ваша милость.
—Здравствуйте, мадам. Тяжело, однако, добраться к вам в сказку.
Ведьма лукаво улыбнулась.
—И всё же, вы это сделали. Стало быть, случилось что-то из ряда вон.
—Я привёз к вам свою… дальнюю родственницу. Говорят, у неё есть магический дар. Во всяком случае, она говорит странные вещи, пугает соседей, а ещё видит сны, которые сбываются.
Ведьма смерила взглядом девочку, потом обернулась к человеку в пальто.
—Так вы желаете, Ваша милость, чтобы я обучила её ведовству?
Гость поморщился, будто от внезапной зубной боли.
—Делайте, что хотите, мадам. Помните только одно: я не желаю ничего больше о ней слышать.
В высохшую, как птичья лапка, руку мадам Аконит легла пачка купюр.
—Хорошо. Я позабочусь о вашей родственнице.
Ведьма обернулась к девочке, впилась в неё колючим ведьмовским взглядом. Потом вздохнула. Кажется, сочувственно.
—Занеси свои вещи в дом.
Девочка удивлённо взглянула на мадам Аконит, потом – на гостя. Будто спрашивая, должна ли она подчиниться.
—Мадам Аконит теперь твоя наставница. И я не советовал бы тебе её злить.
Девочка вскинула острый подбородок, но пошла по грязи к машине. Достала с заднего сиденья тяжелый серый чемодан и потащила к дому.
***
Когда машина скрылась за поворотом, мадам Аконит вернулась в дом. Девочка сидела у камина и смотрела на огонь.
—Как тебя зовут?
—Энид.
***
Энид и Мадам Аконит поднимаются по лестнице на чердак. Лестница скрипит и грозится вот –вот обрушиться. Энид ужасно боится уронить чемодан. Ещё три ступени. Две. Одна.
Наконец, они поднимаются наверх. Мадам Аконит достаёт из кармана юбки тяжелый медный ключ и открывает дверь на чердак. Зелёную, с облупившейся краской.
—Жить будешь здесь. Осваивайся. Ужин через два часа.
Энид качает головой.
—Спасибо. Я не голодна.
Мадам Аконит меряет девочку удивлённым взглядом.
—Я не спросила, голодна ли ты. И переоденься во что-нибудь не маркое. Ты теперь - ученица ведьмы.
Мадам Аконит величественно удаляется. Энид, наконец, ставит чемодан на пол возле кровати. Кровать, узкая, и почти такая же жёсткая, как дома. Вот только одеяло тонкое. Под таким будет холодно спать. Энид садится на постель, поджав ноги. Вздыхает, закрывает лицо руками.
Мадам Аконит пьёт чай на кухне, а сама краем уха прислушивается к шуму на чердаке. Кажется, там кто-то плачет и бьёт подушку маленькими жилистыми кулаками. Ну что ж. Такое бывает у новичков…
За ужином мадам Аконит не сводила глаз с девочки. Ну что сказать? У Энид идеальная осанка и безупречные манеры. Что же до внешности…Высокая, худощавая, нескладная. Состоит, кажется только из коленок, локтей и острого подбородка. Кожа светлая, почти как у альбиноса. Глаза большие серые. Чуть покраснели от слёз. Губы тонкие. Волосы тёмно-русые, до середины спины. Красавицей стать не обещает.
—Сколько тебе лет?
—Одиннадцать.
—Его милость сказал, что ты умеешь колдовать. Это правда?
Энид кивнула.
—Покажи, что ты умеешь.
Девочка ухмыльнулась, вперила взгляд в чайник на столе и сделала какой-то пасс левой рукой. Чайник задрожал, покрылся мелкими трещинами. Ещё секунда, и он лопнет, разлетится на мелкие осколки, разбрызгивая кипяток по всей кухне.
Мадам Аконит прикоснулась к чайнику. Трещины пропали. Энид будто бы очнулась.
—Достаточно. Неплохо. Но самоконтроля тебе пока не хватает. Что ж. Над этим придётся поработать. А пока, можешь вымыть посуду. И побыстрее, девочка.
Энид опять вздёрнула подбородок и закусила губу, но спорить не рискнула.
***
Иногда Энид снятся кошмары. Тогда она кричит по ночам и просыпается совершенно разбитой. Как сегодня. Сегодня ей снились гибкие зелёные стебли, которые опутали её по рукам и ногам и не давали ни вздохнуть, ни шевельнуться. Ужасный сон. Может быть потому, что сегодня они с мадам Аконит будут варить зелье?
Энид никак не даётся зельеварение.
Да и вообще, не этим ведьма должна заниматься! Ведьма должна летать на метле, приручать волшебных существ и защищать мир от зла.
А перебирать семена, толочь их в ступке, следить, чтобы зелье не выкипало, это всё скучно, до оскомины. К тому же, Энид, похоже, ведьма - разрушительница. По крайней мере, у неё всё вечно валится из рук, взрывается, разбивается и выкипает. Даже если делать всё по рецепту. И как так получается!
Мадам Аконит не теряет надежды.
—В тебе просто много непрожитой злобы, девочка. Однажды ты её проживёшь.
Ну что ж. Энид спускается с чердака. В кухне над треногой уже кипит большой котёл. В котле - густая зелёная жидкость. Пахнет полынью и ещё чем-то пряным. Это основа. Её они с мадам Аконит подготовили несколько дней назад. Теперь нужно только добавить недостающие компоненты, и всё будет готово.
Энид берёт большую деревянную ложку, начинает помешивать зелье. Теперь самое важное - думать о том, что варишь. Непрожитая злость, говорите? Пусть так. Энид ухмыляется. Бросает в котёл корешок мандрагоры. Коричневый, похожий на человечка.
Вот если бы он ожил, то у Энид был бы дух-помощник. Тогда бы она отправила его домой. К дядюшке. Творить всякие пакости. Чтобы дядюшка ни на минуту не забывал Энид. Чтобы приехал и забрал её отсюда. Домой. Хотя бы для того, чтобы снять заклятье.
В котёл отправляются чертополох, экстракт полыни и слезинка Энид. Злая и горючая.
В следующую секунду из котла начинает валить густой зелёный дым, зелье клокочет и вспенивается. Мадам Аконит бросается к Энид, оттаскивает её от котла, но поздно. Несколько капель зелья попали на лоб и виски девочки. Энид вскрикивает не своим голосом и закрывает лицо руками.
***
В следующие несколько дней Энид лежит в своей комнате на чердаке. Вокруг темнота. Она пахнет травами. На лбу и висках Энид вздулись огромные волдыри. Они уже не болят. Только зудят немного. Энид прикасается к ним пальцами, чтобы узнать, стали ли волдыри меньше. Хотя, мадам Аконит просит этого не делать.
Мадам приходит несколько раз в день. Кормит Энид с ложечки, как ребёнка, помогает ей умыться, расчёсывает волосы, меняет компрессы с целебной мазью. А главное, ни словом не упрекает Энид за случившееся.
***
Ещё через несколько дней мадам Аконит снимает с Энид последние компрессы и открывает окно, впуская в комнату солнечный свет.
Энид проводит рукой по лицу. Волдыри исчезли. Вместо них из – под кожи пробивается что-то похожее на птичьи перья. Девочка на ватных ногах подходит к зеркалу. Из зеркала смотрит бледное, осунувшееся существо, больше всего похожее на призрака. Черты лица заострились. Щёки впали. Под глазами залегли тёмные тени. Но не это главное. Глаза Энид поменяли цвет на травянистый зелёный, а на лбу и висках проросли молодые листья чертополоха.
***
Энид лежит на своей постели, отвернувшись к стене. Мадам Аконит примостилась на краешке кровати.
—И долго ещё ты собираешься просидеть в четырёх стенах?
—Пока не умру… Я чудовище…
—Тебя выбрала магия. И может быть, это величайшая удача в твоей жизни.
—Это?!
Энид резко садится на постели, оборачивается к мадам Аконит. Глаза девочки горят. Кажется, ещё секунда, и она зашипит, как кошка. Один из листьев чертополоха на её лице вдруг начинает расти, трепещет, будто под ветром. Прикасается к маленькой засохшей розочке на шляпке мадам. Секунда, и цветок оживает. Его лепестки становятся ярче, а аромат заполняет всю комнату.
Лицо мадам расцветает улыбкой. Она открепляет розу со своей шляпки и протягивает е Энид.
—Девочка моя, ты обрела дар красоты.
***
Энид ходит по саду мадам Аконит. Поливает цветы. Честно говоря, не столько поливает, сколько просто прикасается к ним. Растения тянутся к девочке, расцветают у неё под руками, ласкаются, будто котята.
Вдруг с той стороны забора Энид слышит чей-то шёпот. Оглядывается. Мальчишки. Младше неё. Кажется, соседские.
«А я тебе говорю, ведьма!» … «Смотри, какой урод».
Один из них набирается храбрости и подходит вплотную к забору.
—Эй, ведьма, покажи фокус.
Девочка вскидывает подбородок и принимает гордый и независимый вид.
—Ведьмы не показывают фокусов. Никому. Никогда.
В плечо Энид летит камень. Мальчишки разбегаются, с криком и гиканьем.
Энид потирает плечо, задумывается на минуту, а потом решительным шагом идёт к мадам Аконит.
—Научите меня чарам невидимости. Я хочу спрятать своё лицо.
Мадам Аконит смотрит прямо в глаза Энид. Взгляд проницательный. Цепкий. Испытующий. В самую душу. Длится это мину или две. Наконец, мадам Аконит что-то решает для себя.
—Девочка, чары невидимости – сложное волшебство. Чтобы скрыть своё лицо, есть много других способов. Куда проще.
Мадам выходит из комнаты и возвращается через несколько минут с тёмно-зелёной ведьмовской шляпой в руках. Протягивает её Энид.
—Возьми. В любом случае, посвящение ты уже прошла.
Энид прижимает шляпу к груди. Свою первую волшебную шляпу. Осторожно надевает её на голову. Без всякого ритуала посвящения или торжественной клятвы. Шляпа старая и потёртая. Вся в заплатках. Она велика Энид, но зато её можно надвинуть на лицо, скрыть чертополох и снова оказаться в темноте Уютной и знакомой. Энид широко улыбается.
—Спасибо, мадам. Это то, что надо.
***
Энид Чертополох шла через главную городскую площадь, изредка кивала прохожим и размышляла. Она живёт в Цветочной долине уже два года. Ведьме здесь нравится. Красивая природа, мягкий климат, а главное - удивительные люди. Относящиеся к волшебству почти как к перемене погоды. И принимающие всех. Даже ведьм и драконов.
Энид здесь, похоже, тоже приняли. У неё хорошие отношения с соседями, есть постоянные клиенты и маленькая ученица.
Энид приглашают на все шабаши и ярмарки. А прошлой осенью всем Сорняковым переулком отремонтировали её дом.
Сейчас вокруг Энид кипела Ярмарка волшебства. Всюду шатры, прилавки, клетки с волшебными существами.
Энид и Кесси тоже поставили палатку на краю площади. Продавали зелья и тканые коврики из трав.
Сейчас Энид оставила Кесси за прилавком и отправилась к кисломолочной ведьме Сыве, чтобы купить лучших в городе блинов. Для себя и для ученицы.
Вдруг Энид заметила целую толпу ведьм, которые что-то шумно обсуждали, восторгались, смеялись и сравнивали. Какое-нибудь небывалое заклинание?
Энид подошла ближе. Кто-то подхватил её за руку, толкнул вперёд и ведьма сама не поняла, как оказалась в первом ряду зрителей.
Все они наблюдали за работой уличного художника. Тот сидел за мольбертом и рисовал Мимзи Тюлль. Несколько штрихов, и вот уже на листе её маленькая кокетливая шляпка, её кудряшки и её всегда чуть испуганное личико.
«Похожа! Похожа!»,- смеются зрители. А Мимзи Тюлль заливается краской и забирает свой портрет.
—А вы кого угодно можете нарисовать?
Это, кажется маленькая Анна-Мари.
Художник улыбается девочке.
—Кого угодно.
Он обводит взглядом толпу зрителей. Останавливается на Энид.
—Могу нарисовать даже вашу шляпу.
Повисает пауза. Все ждут, что сделает Энид. Ведьма закусывает губу. Потом решается. Делает шаг вперёд и снимает шляпу.
—А лицо нарисовать сможете?
Художник окидывает Энид каким-то странным взглядом. Так на ведьму ещё никогда никто не смотрел. Но отступать поздно. Девушка проходит в центр круга, садится на стул напротив мольберта и старается держаться очень прямо.
Сначала они оба молчат. Потом художник говорит, будто обращаясь к самому себе: «У вас очень выразительное лицо. Зачем вы его прячете?»
Энид сжимает кулаки так, что ногти впиваются в ладони. Потом смотрит на художника тяжелым ведьмовским взглядом. Так, чтобы заглянуть в самую душу и увидеть мысли.
Но этот чудак действительно не замечает чертополоха не её лице. И действительно думает, что Энид красивая. А больше всего его сейчас занимает, как нарисовать её характерный подбородок и не порвать бумагу.
Чертополоховой ведьме вдруг становится очень смешно, и она хохочет, запрокинув голову.
***
Я сижу в зрительном зале и аплодирую громче всех. На сцене девочка с голубыми глазами вздёргивает подбородок.
—Чудеса надо творить всем вместе.
Она бросает остроконечную ведьмовскую шляпу зрителям. Шляпу тут же подхватывают. На весь зал звучит песенка Энид Чертополох, а с потолка падают разноцветные воздушные шарики.
Актёры выходят на поклон. Энид Чертополох, мадам Аконит, Кесси, Грозный Травяной Дракон - словом все.
И конечно, режиссёр. Он улыбается, протягивает мне руку, и я тоже выхожу на сцену.
В руках у меня тут же оказываются цветы, а на голове – остроконечная шляпа. Нас поздравляют. Хвалят. Аплодируют, а я понимаю только одно – всё получилось.
***
Вечером вхожу к себе в комнату. Ставлю в вазу цветы. Крупные белые хризантемы. Они бы понравились Энид.
Стоит только об этом подумать, как хризантемы превращаются в пурпурные цветки чертополоха.
Оборачиваюсь.
Чертополоховая ведьма стоит у меня за спиной. Её зелёная шляпа лихо сдвинута набекрень и расписана яркими орхидеями.
— Поздравляю, Автор! У меня для тебя подарок.
Она лукаво улыбается и протягивает мне картину. Кажется, что-то абстрактное. Присмотревшись, я понимаю, что это мой портрет за ноутбуком. Только со спины. Ну да. Именно так Энид меня чаще всего и видит.
—Ты сама это нарисовала?
Ведьма густо краснеет.
—Не совсем. Это мы с Марком… Ну с художником, помнишь?... Я так пока не умею... Но идея была моя. И разве не похоже?
—Очень!
Мы смеемся в два голоса. Потом замолкаем. Ведьма откладывает картину и крепко сжимает мою руку. Мы долго молчим и смотрим друг другу в глаза.
—Скажи, ты счастлива, Энид?
Лицо ведьмы становится серьёзным.
—Да…Только знаешь, что, автор… Я, кажется, не привыкла быть счастливой.
Автор: natalya.lapshina
Источник: https://litclubbs.ru/articles/53991-skazka-pro-enid-chertopoloh.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: