Мне кажется, что его пейзажи светятся.
«Я пользуюсь совей памятью. Я тренировал ее с юности так, что рисуя и раскрашивая, я неизгладимо запечатлеваю в своем уме особенности пейзажа и сочетания красок, чтобы, вернувшись в свою студию, в акварели ярко проявить все поразительные особенности сцены», - писал художник.
Художник писал горы дикого Запада, он ходил в экспедиции по горам дикого Запада и оказал влияние не только не историю американского искусства, но и на сохранение природы тех мест, где он побывал и которые запечатлел на своих картинах.
В 1871 году экспедиция Хейдена отправилась исследовать истоки рек Миссури и Йеллоустоун, территорию, которая вскоре стала первым национальным парком страны не без активного участия художника. Томас Моран присоединился к команде и изобразил многие геологические особенности и ландшафты Йеллоустона. Эти изображения позже сыграли важную роль в убеждении Конгресса США сделать Йеллоустон национальным парком.
Как и многие американские художники своего времени (художник родился в 1837 году), Моран учился за границей в Европе, сосредоточившись на работах европейских мастеров, в частности английского художника-пейзажиста Дж. У. Тернера.
Вскоре Моран зарекомендовал себя как уважаемый художник, гравер и иллюстратор. Он подготовил изображения для нескольких изданий, в том числе для журнала Scribner's Magazine, и именно благодаря сотрудничеству со Scribner's он впервые узнал об экспедиции Хайдена. Он согласился присоединиться к экспедиции за свой счет, и при поддержке Джея Кука и компании, владельцев Северной Тихоокеанской железной дороги, Моран был принят в качестве члена исследовательской группы. Северо-Тихоокеанская железная дорога имела личный интерес в Моране, поскольку они стремились популяризировать этот район в интересах расширения своей железной дороги на запад.
За сорок дней, проведенных в этом районе, Моран задокументировал более 30 различных мест. Его эскизы вместе с фотографиями Уильяма Генри Джексона привлекли внимание всей страны и навсегда связали художника с этим местом. Фактически, его имя стало настолько синонимом Йеллоустона, что его часто называли Томасом «Йеллоустоуном» Мораном.
Часто упоминают, что Томас Моран является членом школы «Скалистых гор». Хотя никакой «школы» в традиционном смысле этого слова не было. Томас был одним из многих художников, которые развили эстетику художников с Восточного побережья реки Гудзон, изображая более обширные и более монументальные пейзажи американского Запада.
«Гранд-Каньон» размером 7 на 12 футов (примерно 2,1 на 3,6 м) была самой большой картиной, которую Моран когда-либо создавал, и он ласково так и называл ее своей «большой картиной» (grand-art). Работа, на выполнение которой ушло шесть лет, была признана шедевром, а федеральное правительство заплатило за нее 10 000 долларов и повесило ее в Капитолии. В обзоре того времени, написанном поэтом и редактором Ричардом Уотсоном Гилдером, картина была объявлена «самым замечательным произведением искусства, которое выставлялось в этой стране в течение длительного времени». Ее успех сыграл важную роль в начале карьеры Морана в искусстве.
Пропасть Колорадо. В американском критическом сообществе работа была воспринята неоднозначно. Поэт и редактор Ричард Уотсон Гилдер писал: «[это] ужасно. Зритель жаждет покоя, покоя и комфорта... Длинная перспектива далекого плоскогорья предполагает солнечное место, укрытие от всего этого хаоса и суматохи. Но в остальном есть только гнетущая дикость, которая отягощает чувства. Вы чувствуете, что ужас вторгся в небо». Журналист Кларенс Кук тем временем сравнил эту работу с видением ада Данте.
Гора Святого Креста была важной достопримечательностью для поселенцев-первопроходцев, неизвестная топографам до 1873 года, когда исследователь и геолог Фердинанд Хейден опубликовал фотографии этой местности. Одна из самых сложных экспедиций Морана: достижение смотрового плато, с которого была создана эта работа, означало подъем на 12 000 футов (3 657 м) по коварному и скользкому склону горы Саватч в Скалистых горах. Свидетели рассказали, что крест исчезал при их приближении, а странность этого географического образования добавляла ему загадочности и привлекательности. Моран хотел, чтобы эта работа была национальным художественным символом, поскольку он проецировал христианскую доктрину на эту естественную сцену. Полотно стало главным вкладом Морана на Столетнюю выставку в Филадельфии в 1876 году.
Моран хотел, чтобы эта работа образовала триптих с « Большим каньоном Йеллоустона» и «Пропастью Колорадо», но из-за разногласий в Конгрессе эти три работы так и не были вывешены вместе. Однако это помогло повысить популярность этого района, и на рубеже веков Гора Святого Креста стала популярным местом паломничества и важным местом для оздоровительного туризма.
Томас Моран писал: «Путешествие в горы - это как встреча с самой сущностью природы. Я чувствую, что в них заложено что-то древнее, что-то вечное. И я хочу поймать этот момент в своих работах, чтобы он мог просуществовать вечно».