Найти тему
Тайган

"Копытный волк или носорог с телом жирафа": Какие животные могли бы заинтересовать попаданца в ранний кайнозой

Оглавление

Эволюция не знает сослагательного наклонения: у нее как сделано, так и надо, а иначе и быть не должно. Сказано, что человеку следовало появиться 3 млн. лет назад – вот и все.

Но эта же эволюция наделила в результате человека разумом и воображением. И он теперь любит порассуждать на тему «ежели бы да кабы». Ну что: еже ли бы человек жил не в позднем, а в раннем кайнозое, как бы он там выкручивался? Кого бы догонял, от кого убегал и с кем сотрудничал бы?

Конечно, многое зависело бы от места и точного времени попадания, ибо кайнозойская эра таки довольно длинная, да и Земля велика и разнообразна. Ну а хоть для примера?

Эндрюсарх: ну и что, что с копытами?

Начать стоит с тех, от кого стоило убегать – ведь если не убежать от врага, больше ничего интересовать не будет. К примеру, в эоценовом периоде (это середина кайнозоя) в Центральной Азии человеку почти наверняка пришлось бы удирать от эндрюсарха.

Известно об этом животном не слишком много, ибо оно определено по единственному неполному черепу. Однако метод аналогий в палеонтологии в большом почете, и он выручает и тут.

Эндрюсарх был копытным! Примитивным, но копытным. И притом хищником, а точнее, всеядным животным, вроде современного бурого мишки.

Но притом он был этого мишки заметно крупней! Эндрюсарх считается вообще одним из самых крупных из когда-либо существовавших хищных млекопитающих. Предположительно он имел высоту в холке более 1,5 м, длину тела около 4 м, хвост около 1,5 ми вес примерно в тонну.

Зверь имел очень большую голову: известный череп имеет в длину 83 см, а максимальный известный размер для бурого медведя – 55 см. Однако мозгов в этом черепе было заметно меньше, чем у того же медведя. Внешне же зверь должен был напоминать нечто среднее между лютоволком из знаменитого сериала и свиньей, как бы смешно это ни звучало. Выглядело (судя по научным реконструкциям) не смешно.

-2

Ученые полагают, что по повадкам и образу жизни эндрюсарх тоже имел немало общего с современным мишкой. Он должен был быть относительно медлительным и неповоротливым, так что хищничество вряд ли было для него основным способом добычи пропитания. Скорее всего, зверь грабил более удачливых, но более слабых охотников и употреблял падаль. Но более-менее слабой и медлительной добычей точно не брезговал, так что гипотетическому человеку стоило поостеречься.

Воздух!! Птицы Рухх в реальности

В известной мифологии известны хищные птицы гигантских размеров, способные легко унести человека – Рухх в арабском фольклоре, Эксекю в рассказах северных народов. Палеонтологи полагают, что у этих рассказов есть некоторые реальные основания.

Вообще ранний (и не только) кайнозой отмечен расцветом крупных птиц, как летающих, так и нелетающих. К примеру, попади человек в начале кайнозоя в Америку (куда он, впрочем, в реалиях попал очень и очень поздно, уже в позднем палеолите) – и ему пришлось бы столкнуться с опасными форараксовыми птицами. Внешне они напоминали страусов, позаимствовавших нос у тукана, но достигали иной раз 3 м высотой и были хищными!

Вообще с «птичьей» точки зрения обе Америки в кайнозое особенно интересны. В миоцене там не только огромные форараксовые разгуливали, там еще летали аргентависы и пеларгонисы, размах крыльев которых мог достигать 7 м и даже более! Аргентавис при этом еще и весил до 70 кг!

-3

Это самые крупные летающие птицы за всю историю Земли. Правда, палеонтологи полагают, что они были не летающими в полном смысле, а скорее парящими – как дельтапланы. Тем не менее, вероятность атаки с воздуха тушей в 70 кг неизбежно напрягала бы человека в миоцене.

Хотя большой опасности для него аргентависы и им подобные вряд ли представляли бы. Ученые полагают, что птицы эти были либо падальщиками, либо охотниками на рыбу, либо же хищниками, но специализирующимися на некрупной добыче. Их анатомия говорит о том, что гиганты вынуждены были питаться по чуть-чуть, так как добычу глотали целиком, не фрагментируя.

С родственником пеларгонисов, тераторнисом Мерриама (Teratornis merriami), превосходившем размерами андского кондора (ныне считается крупнейшей летающей птицей западного полушария) люди даже в реалиях встретились! Эти гиганты вымерли уже в конце последнего ледникового периода, и их кости найдены среди остатков охотничьей добычи древних жителей Америки!

-4

Индрикотерии: черный ход на мясокомбинат

Но ладно – хищников лучше избегать. Но и самим людям мяска хочется, а в суровых условиях первобытной жизни без него и вовсе никак! В конце палеогена – начале неогена их могли бы выручить индрикотерии и белуджитерии. При условии, что люди проживали бы в Азии и уже умели бы охотиться загонным методом и крупными группами.

Ближайшими их родственниками являются современные носороги, но внешне индрикотерий и белуджитерий напоминают нечто среднее между слоном и жирафом. У них была приподнятая верхняя часть туловища, длинная шея, тяжелые колоннообразные ноги.

-5

Это самые крупные из известных ныне наземных млекопитающих! Оба вида приближались к 5 м в холке, а весили до 24 тонн! При этом это были вполне мирные травоядные (точнее, листье- и веткоядные).

Высказываемые иногда фантастами идеи насчет приручения индрикотерия под рабочее животное (вроде слона) выглядят неубедительно. Его наклонная спина неудобна для размещения седока или поклажи, и у него нет хобота, которым он мог бы поднимать тяжелые предметы, как это делает слон. А тогда как?

-6

Но вот пустить гиганта на мясо было бы вполне реально, если бы люди уже жили достаточно крупными группами. Небольшой (несколько десятков) компании охотников на мамонтов тут оказалось бы мало – и мясо не сохранить, а его много, и разделка времени и сил требует, да и загнать и забить эдакую махину очень много сил надо. Однако при наличии соответствующей технологии охота могла бы оказаться чрезвычайно выгодной.

Гиппарионы: зебра – друг человека

Однако уже в миоцене появилась довольно многочисленная группа животных. Которая человеку точно бы пригодилась. Это род гиппарионов – копытных, во многом схожих с современными лошадьми (хотя и не являющихся их предками).

Род гиппарион насчитывает порядка 50 видов, проживавших буквально на всех континентах. Судя по реконструкциям по ископаемым остаткам, это были животные, похожие на современных зебр, лошадей Пржевальского, ослов, сайгаков (в зависимости от вида). Они были некрупными (до 1,5 м в холке, 2 мдлины тела), с крепкими ногами, приспособленными для долгого бега, и широко расставленными глазами, обеспечивавшими их хорошим зрением.

-7

Предположительно гиппарионы жили огромными стадами – как современные зебры или антилопы гну. И даже совсем первобытные люди, конечно, могли бы охотиться на них или отлавливать и приручать.

Как для лошади, гиппарионы невелики. Но люди давно и успешно используют пони и осликов – так почему нет? Под рабочую лошадку (не верховую) гиппариона вполне можно было бы приспособить!

Конечно, научная ценность таких разговоров минимальна. Люди появились тогда, когда появились, и имели дело с теми животными, что оказались их современниками. Но именно это взаимодействие породило и интерес к той живности, что «была до нас». А вот это уже перспективно, ибо знания нужны и полезны.

Познавательное | Тайган | Дзен

Друзья, поставьте 👍если вам понравилась статья. Спасибо!