В декоре предметов народного быта этнографы выделяют наиболее употребляемые сюжеты, мотивы, которые не просто украшают предмет, но и несут в себе определенную информацию. Корни их происхождения уходят иногда в настолько отдаленные времена, что исследователь не всегда может установить точное время их появления, а также смысл, которыми люди наделяли тот или иной орнамент, образ. Иногда эта задача всё-таки оказывается решённой, а сама история появления художественного образа и его значения – крайне интересной.
Так, например, на вещах, изготовленных русскими крестьянами в XIX – начале XX века можно обнаружить изображения льва. Притом, образ этого зверя гораздо раньше вошел в русскую культуру: он встречается в храмовой архитектуре XII - XIV веков , на гербе Владимиро-Суздальского княжества, в миниатюрах старинных рукописных книг, на воротах Ивана Грозного в Москве…
Со временем лев полюбился и простому народу. Этому способствовали оживленная торговля на севере России с европейскими странами, в частности с Англией, в гербе которой можно заметить льва; контакты сельского населения с городом; проникновение в деревню предметов городского быта с характерными изображениями (расписные поставцы, сундуки, лубяные ларцы); обращение к церковным книгам, где встречались изображения животного.
Считается, что образ льва получает распространение в русской культуре не ранее IX века и является заимствованием из греческой христианской традиции. Частое его изображение обуславливается как раз его символическим значением. Этот зверь являет собой божественное начало, а соответственно и царскую власть, ведь во многих культурах царь – это посланник бога на земле. Кроме того, лев как бы оберегает определенное место, заключая в себе знак божественного покровительства над ним.
В XIX веке льва все чаще можно встретить на предметах деревенского быта: конских дугах, прялках, набилках (деталь ткацкого стана), вальках (предмет для стирки белья), рубелях (предмет для глажки белья), на подзорах (украшение одного из длинных краев простыни) и сюжеты становятся устойчивыми как композиционно, так и семантически.
Например, один из наиболее частых приемов изображения льва в домовой резьбе Поволжья – два льва, симметрично расположенные по обе стороны от входа. В Нижегородской губернии таких львов называли «котами» и наделяли их охранительной функцией. С этой же целью, для защиты, девушка использовала образ зверя в декоре подзора. В народе даже говорили: «Лев спит, а одним глазом видит (глядит)».
Автор статьи: Софья Дидковская, научный сотрудник отдела этнографии русского народа.