Напомню, что монополия - это ситуация, при которой на рынке доминирует один продавец. Он устанавливает правила игры: цены, качество, выбор для потребителей и т.д. Я думаю, что путем простых логических размышлений понятно, к чему приводит монополия.
После монополизации компания может:
1. Устанавливать любой тариф по своему выбору, потому что конкурентов нет. А если они вдруг появятся — то демпинговать в регионе их появления до их разорения (повторить несколько раз), пока дураки не кончатся.
2. Не поставлять услуги в какие-то города просто потому, что ей это невыгодно.
3. Отказать кому-то в перевозке, и он останется без возможности что-то возить.
4. Навязывать эксклюзивные условия, по которым грузоотправители не должны заказывать транспортные услуги у конкурентов.
5. Использовать сам факт размера своего бизнеса (инвестиций/рабочих мест и пр.) как инструмент давления на государство в случае возможных рисков для собственной монополии.
Ссылка на источник, в статье, кстати, много интересных подробностей.
А естественная монополия - это состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу особенностей производства. То есть плюсов от монополии больше, чем минусов. У естественных монополий государство регулирует цены и другие условия работы.
Например, метро в российских городах - это естественная монополия. У метро нет конкурентов. Или РЖД - это тоже естественная монополия. Железная дорога - это стратегический объект для страны на случай ЧС, войны и пр. Кроме того, железнодорожная инфраструктура требует крупных инвестиций и обладает существенными постоянными издержками. Это создает барьеры для новых участников рынка и делает РЖД наиболее эффективным для обслуживания всего рынка, ну и другие причины.
Но вот взять МОСЛИФТ. Это компания, которая обслуживает практически все лифты в городе. И если лифт застрял, сломался и тд, то заявка из управляющей компании или диспетчерской поступает в МОСЛИФТ, а они в свою очередь производят ремонт.
МОСЛИФТ- это естественная монополия?
Судя по реестру естественных монополий - нет.
Скорее это государственная монополия (МОСЛИФТ обслуживает каждый второй лифт столицы, всего более 70 000 лифтов), но не естественная.
Как МОСЛИФТ относится к клиентам?
Так, как будто у них нет конкурентов, что правда. Это означает: по-хамски.
Свою работу они могут выполнять непрофессионально и некачественно. Проблемы с лифтами не устраняются и не решаются в большинстве случаев.
Яндекс.Такси тоже своего рода монополия, хотя в реестре естественных - они не состоят. Несколько лет они работали в огромный минус: ставили самые низкие цены на такси, активно давали рекламу и платили водителям сверх. А когда на рынке не осталось конкурентов — Яндекс поднял цены до нужного им значения. Из-за отсутствия выбора клиенты продолжили пользоваться Яндекс Такси, но уже по новым ценам.
Примеров много, на самом деле. Я думаю, каждый из вас наберет их с десяток.
Я голосую за здоровую конкуренцию, так как именно благодаря ей выигрывает потребитель, а бизнес постоянно развивается и улучшает качество своего продукта.
Если было интересно, буду благодарна за реакцию под постом.
Подписывайтесь на мой телеграм канал, где вы найдете еще больше полезной информации.