Найти в Дзене

“Сотворение мира” – выставка, после которой моя дочка стала лучше себя вести

Где: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Адрес: Москва, Андроньевская площадь, 10

До: 2 июня 2024, ЧАСЫ РАБОТЫ УТОЧНЯЙТЕ НА САЙТЕ

Отче наш. Последняя четверть XIX века. Центральная Россия. Дерево, темпера. Частное собрание
Отче наш. Последняя четверть XIX века. Центральная Россия. Дерево, темпера. Частное собрание

"Сотворение мира" – это выставка, на которую я рекомендую вам пойти с детьми, причем вне зависимости от того верите вы или нет, водите ребенка в храм или нет. Библейские сюжеты – это основа понимания искусства, а о сотворении мира можно рассказать детям доступным и понятным языком. Икона имеет несколько уровней восприятия, чем больше подкован человек, тем больше слоев он чувствует, самый простой из них – исторический (о чем этот сюжет?). Проведу вас сегодня по выставке так, как вела свою пятилетнюю дочку.

Святой дух, парящий над водой. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. П.А.Сведомский. Картон, холст, масло. Частное собрание
Святой дух, парящий над водой. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. П.А.Сведомский. Картон, холст, масло. Частное собрание

Экспозиция выставки очень удачно совмещает иконы и эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, по которым детям ориентироваться легче.

 Первый день творения. Сотворение света, отделение света от тьмы. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы В.А.Котарбинский. Картон, холст, масло. Частное собрание
Первый день творения. Сотворение света, отделение света от тьмы. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы В.А.Котарбинский. Картон, холст, масло. Частное собрание

"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью." (Быт. 1:1-1:5)

Второй день творения. Отделение тверди от воды. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. В.А.Сведомский. Картон, холст, масло. Частное собрание
Второй день творения. Отделение тверди от воды. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. В.А.Сведомский. Картон, холст, масло. Частное собрание

"И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды."(Быт. 1:6)

Третий день творения. Разделение воды и суши. Создание растений. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. П.А.Сведомский. Картон, холст, масло. Частное собрание
Третий день творения. Разделение воды и суши. Создание растений. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. П.А.Сведомский. Картон, холст, масло. Частное собрание

"И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так." (Быт. 1:9-1:11)

Четвертый день творения. Создание небесных сил. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. В.А.Котарбинский. Картон, холст, масло. Частное собрание
Четвертый день творения. Создание небесных сил. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. В.А.Котарбинский. Картон, холст, масло. Частное собрание

"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной" (Быт. 1:14)

Пятый день творения. С отворение птиц, рыб, и пресмыкающихся. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. В.А.Котарбинский. Картон, холст, масло. Частное собрание
Пятый день творения. С отворение птиц, рыб, и пресмыкающихся. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. В.А.Котарбинский. Картон, холст, масло. Частное собрание

"И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной." (Быт. 1:20)

Шестой день творения. Сотворение человека. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. В.А.Котарбинский. Картон, холст, масло. Частное собрание
Шестой день творения. Сотворение человека. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. В.А.Котарбинский. Картон, холст, масло. Частное собрание

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт. 1:27)

Праматерь Ева (из праотеческого ряда иконостаса) Середина XVIII века. Кострома. Дерево, темпера
Праматерь Ева (из праотеческого ряда иконостаса) Середина XVIII века. Кострома. Дерево, темпера

"Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку." (Быт. 2:19 – 2:22) Имя Ева означает “жизнь”. “И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих”. (Быт. 3:20)

И почил Бог в день седьмый. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. В.А.Котарбинский. Картон, холст, масло. Частное собрание
И почил Бог в день седьмый. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895 годы. В.А.Котарбинский. Картон, холст, масло. Частное собрание

"И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал." (Быт. 2:2 – 2:3)

Сотворение мира с врезной иконой Богоматерь Знамение с избранными Праздниками и святыми. Последняя четверть XVIII века. Поволжье. Врезная икона конец XV - начало XVI века. Дерево
Сотворение мира с врезной иконой Богоматерь Знамение с избранными Праздниками и святыми. Последняя четверть XVIII века. Поволжье. Врезная икона конец XV - начало XVI века. Дерево

Затем мы посмотрели те же сюжеты на иконах, и дочка уже сама рассказывала, что и в какой день было создано Богом.

 Изгнание из рая, распятие Христово. Двусторонняя икона. Вторая четверть XVIII в. Поволжье. Дерево, темпера. Частное собрание
Изгнание из рая, распятие Христово. Двусторонняя икона. Вторая четверть XVIII в. Поволжье. Дерево, темпера. Частное собрание

Дальше мы обсудили с дочкой грехопадение Адама и Евы и тот факт, что если бы они сразу покаялись, то могли бы остаться в раю.

 Изгнание из рая. Вторая половина XVIII века. Холмогоры. Моржовая кость, резьба.
Изгнание из рая. Вторая половина XVIII века. Холмогоры. Моржовая кость, резьба.

Бог спросил Адама: «Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?» Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал перекладывать вину на Еву и даже на самого Бога. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт. 3:24)

Святая Троица. Последняя четверть XV века. Москва. Дерево, темпера
Святая Троица. Последняя четверть XV века. Москва. Дерево, темпера

Конечно, в музее, носящем имя Андрея Рублева, на территории монастыря, где он был монахом и нашел своей последний приют, нельзя не рассказать о великом иконописце. Я рассказывала дочке о “Троице”. Ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились три ангела под видом странников до Андрея Рублева писали совершенно по-другому. Авраам и его жена Сарра встретили путников с почтением, закололи для них тельца и пригласили за стол. На иконе, которая носила название “Гостеприимство Авраама” изображали не только ангелов, предсказавших пожилым бездетным супругам, что у них родится сын, а сам Авраам станет родоначальником целого народа, но и Авраама с Саррой, а порой и слугу, закалывающего тельца, и, конечно, богато накрытый стол.

Андрей Рублев показывает нам главное – ангелов, образующих подобие круга, которых взгляд наш может воспринять целиком: так иконописец воплотил христианское представление о триединстве Бога. И уже вслед за ним так стали писать “Троицу”. Это уже не просто трапеза в доме Авраама – это предвечный совет: Сын Божий придет на землю, чтобы искупить первородный грех.

Святая Троица Вторая половина XIX века Москва Медный сплав, эмаль, литье
Святая Троица Вторая половина XIX века Москва Медный сплав, эмаль, литье

Есть много версий, какой из ангелов символизирует, какую ипостась Троицы, я придерживаюсь самой распространенной. Иконы принято читать слева направо, а молитва звучит: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. Слева Отец, в центре – Сын, справа – Святой Дух. За левым ангелом возвышаются стройные палаты, что является символом домостроительства Божьего. За средним ангелом изображено дерево, это и «древо жизни», «древо вечности». Дерево служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. За правым ангелом - гора — древний символ всего возвышенного, образ Духа Святого.

Святая Троица (Сопрестолие) Третья четверть XVII века (после 1666 года) Москва, дерево, темпера
Святая Троица (Сопрестолие) Третья четверть XVII века (после 1666 года) Москва, дерево, темпера

Потом можно посмотреть с детьми другую иконографию Троицы, попросить здесь найти Святого Духа.

Святая Троица (Сопрестолие) с ангельскими чинами 1805-1806 г. Афанасий Чесноков, Москва. Дерево, темпера
Святая Троица (Сопрестолие) с ангельскими чинами 1805-1806 г. Афанасий Чесноков, Москва. Дерево, темпера

На этой иконе в правом нижнем углу я показывала дочке серафимов, это высший ангельский чин. У них шесть крыльев красного цвета, т.к. они пламенеют любовью к Богу, и само слово означает “пылающий, огненный”. В шестой главе книги пророка Исайи единственный раз встречается описание этих огненных небесных существ. Исайя их описывает как имеющих по 6 крыльев. Двумя крыльями они прикрывают лицо (из-за великой энергии, которую излучает Всевышний), двумя — ноги, а с помощью двух других крыльев летают.

Всевидящее Око Божие Конец XIX века Афон, мастерская монастыря Великомученика Пантелеймона. Дерево, масло
Всевидящее Око Божие Конец XIX века Афон, мастерская монастыря Великомученика Пантелеймона. Дерево, масло

Господь всевидящ и вездесущ рассказывает нам икона “Всевидящее Око”. Кстати, мне кажется, мой ураганчик стал себя лучше вести после знакомства с этой иконой )).

Собор Спаса Нерукотворного Образа
Собор Спаса Нерукотворного Образа

Не забудьте рассказать детям о том, что Собор Спаса Нерукотворного Образа (Спасский собор) — это древнейшая каменная постройка Москвы. Здесь были росписи Андрея Рублева, сохранились только фрагменты растительного орнамента на откосах окон.

-20

Для детей важна не только пища духовная, на территории Спасо-Андроникова монастыря есть очень приятное кафе “Изразцы”.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#МузейимениАндреяРублева #Сотворениемира #выставкивМоскве #Шедевральныемаршруты #кудапойтисдетьми