Автор текста: Надежда Иваницкая
Бэби-бум, миграция и износ старых зданий привели к тому, что в Казахстане большая часть школ стала работать в две, а некоторые – в три смены. В 2022 году правительство прогнозировало, что если не начать активное строительство, то через четыре года в стране будет не хватать больше миллиона учебных мест. Государство сначала привлекло к строительству школ частный бизнес, а затем запустило крупнейшую в своей истории программу по строительству новых школ стоимостью 2,5 трлн тенге (более $5 млрд). EdDesign Mag рассказывает, почему возникла необходимость в таких решительных мерах, кто строит казахстанские школы и можно ли назвать эту сферу золотой жилой.
Сейчас в Казахстане около 7600 школ, почти 900 сильно изношены или находятся в очень старых зданиях, 350 сделаны из самана (кирпич из глины с примесью навоза), дерева, камышита или расположены в помещениях, переделанных под школу и изначально для образовательных целей не приспособленных. Почти 70% работают в две смены, около двух процентов – в три смены, и число подобных учебных заведений растет. В некоторых школах ситуация уже критическая: родители регулярно выкладывают в сеть видео, где дети оказываются в давке по пути в столовую или гардероб, кричат «помогите», кто-то падает и не может встать.
Пока количество школ с ходом времени естественно сокращалось, население Казахстана быстро росло: с 15 миллионов человек в 2001 году оно увеличилось до 20 млн. В последние годы в Казахстане был настоящий беби-бум: в 2022 году на одну женщину приходилось в среднем более 3 детей (в 1999 году было 1,8), это вдвое выше чем в России.
Контингент учащихся растет каждый год, а вместе с ним и дефицит учебных мест: в 2022 году в школах не хватало 270 000 мест, к 2026 году по прогнозу дефицит достигнет миллиона. «Государство решает сейчас огромную проблему: мы на подъеме демографической волны, каждый год в школу приходит в четыре раза больше людей, чем вышло, – говорит бывший вице-министр образования и науки Казахстана, президент международного университета «Астана» Серик Ирсалиев. – В результате растет дефицит ученических мест, не хватает инфраструктуры. Государство при всем желании не в состоянии справиться с этим демографическим потоком, поэтому активно вовлекается частный сектор».
Запуск различных мер стимулирования строительства частных школ уже дал первые результаты: в 2018 году в стране было около 120 частных школ, сейчас, по данным министерства образования, их уже 552 (примерно 7% от всех школ). «Учитывая уровень рождаемости и государственные программы, а также рост достатка родителей, школы в Казахстане – это настоящая “золотая жила”. Ни в одной сфере нет сейчас такого ажиотажа», – говорит один из потенциальных инвесторов в строительство школы.
Свалились с неба
«В Казахстан пришла эра образования, – считает основатель крупнейшей в стране сети школ «Тамос» Даурен Каупынбаев. – Сейчас такая демографическая ситуация, что почти любая школа обречена на успех».
Каупынбаев открыл свою первую школу в 1998 году в Алматы. 10 лет она не приносила прибыли, несколько раз бизнесмен думал ее продать или закрыть, но продержался и не пожалел. Сейчас «Тамос» стала сетью на два города с выручкой, по данным Forbes Казахстан, более 10 млрд тенге (свыше $22 млн) и более чем 4000 учеников.
Когда я пошел в образовательный бизнес, основные инвесторы были «от сердца», их можно было пересчитать по пальцам: это был абсолютно незнакомый бизнес с непонятными перспективами. Потом пришли инвесторы «от головы»: теперь эта сфера дает возможности для капитализации: заработать, получить политические дивиденды и так далее.
Даурен Каупынбаев, основатель сети школ «Тамос».
Что же изменилось и привело к появлению инвесторов? Одним из главных государственных решений, которое дало толчок строительству частных школ, стало внедрение в 2018 году подушевого финансирования. Бюджетные деньги за каждого ученика стали выделять не только государственным школам, но и частным: выплата определяется по формуле и составляет около 590 000 тенге в год в среднем на ученика ($1200). Сумма варьируется в зависимости от звена (среднее, начальное) и от места расположения школы.
Но это еще не все. Вторым «китом», второй причиной бума частных школ в Казахстане стала программа компенсации затрат на строительство. Подушевое финансирование есть и в России, но правительство Казахстана пошло дальше и ввело так называемые амортизационные выплаты. Бизнесменам стали фактически возмещать средства, потраченные на возведение образовательного учреждения. Например, при строительстве школы на 1000 мест бюджет в течение восьми лет возвращает инвестору почти 3 млрд тенге ($6,5 млн, это часто сопоставимо с объемом затрат). Чем больше ученических мест, тем выше сумма компенсации.
Обе меры сработали. «Для "старых" школ с большим контингентом "подушевка" буквально свалилась с неба, это дало возможности для роста», – вспоминает Каупынбаев. За несколько лет «Тамос» из маленькой математической школы вырос в образовательный кластер размером 55 000 кв. метров (новый кампус, детский сад, спортивный комплекс, новые здания для казахского и Кембридж отделений).
Инвестировать в образование стало модно. В 2021 году Каупынбаев запустил новую школу Prometheus на 840 мест совместно с фондом EPG, созданным состоятельными людьми для инвестиций в «развитие человеческого капитала». «Попечители фонда уровня списка Forbes, но рекламировать они себя не хотят – рассказывает Каупынбаев. – У них благородная идея: можно купить крутой мотоцикл, яхту, но им это уже не интересно, им хочется школу или больницу».
Среди участников фонда учредитель Eurasia Gold Балтабек Мукашев и владелец торговых сетей по продаже бытовой техники Sulpak Алмас Султангазин. «Фонд EPG развивает направления, которые очень важны и фундаментально востребованы, а также те, куда другие не идут. Мы сделали флагманскую школу и дальше хотим делать сеть доступных школ», – говорит основатель фонда Досым Бесбай. Инвестиции в строительство Prometheus составили 5,2 млрд тенге (около $12,4 млн), амортизационная выплата должна в течение восьми лет покрыть 60-65% затрат на строительство.
Умно и социально
За последние несколько лет инвестиции в образование стали нормой для крупного бизнеса: члены списка Forbes строят свои школы и инвестируют в государственные.
В 2021 году владелец холдинга BI-Group Айдын Рахимбаев и совладелец Lancaster Group Берик Каниев открыли в Астане школу Quantum STEM School на 1000 детей и обещают сделать ее сетью. Компания Рахимбаева уже построила для государства восемь школ «Бином» в рамках государственно-частного партнерства.
В 2020 году в Алмате открылась школа имени Шокана Уалиханова, основанная владельцем Fincraft Group Кенесом Ракишевым и Асель Тасмагамбетовой. До этого супруги построили и подарили государству школу на 1200 учеников в Наурызбайском районе Алматы. А владелец Freedom Corp Тимур Турлов в 2023 году профинансировал строительство кампуса школы IQanat рядом с озером Щучье.
«Политическая культура Казахстана и раньше строилась на понятии престижа, а школы – это умно, социально, про будущее, – рассказывает знакомый одного из инвесторов. Теперь, чтобы стать частью “Нового Казахстана”, надо следовать правилам, которые формируются на глазах». Президент Касым–Жомарт Токаев, пришедший к власти в 2019 году, не раз говорил о том, что бизнес должен проявлять социальную ответственность, и уже несколько раз ездил на экскурсии в школы, построенные частными инвесторами. В прошлом году он посетил Prometheus в Алматы, частную школу Smart Bilim в Актобе, столичную школу Harmony Steam School, а также столичную гимназию N 96, построенную на деньги, конфискованные у коррупционеров.
Частная, но бесплатная
Город Шымкент, третий по населенности город в Казахстане, один из трех миллионников, испытывает сильнейший дефицит мест в школах. Бизнесмену Низамхану Сулайманову 74 года, за последние 10 лет он построил в Шымкенте и Туркестанской области 8 садов и 14 школ. В его школах сейчас учится 20 000 детей.
Сулайманов – почетный строитель, работал в советское время в шымкентском РСУ-1, потом создал компанию с таким же названием, которая сначала занималась капремонтами, а потом строительством. С 2010 Сулайманов начал строить детские сады, в 2018 году с появлением подушевого финансирования решил возводить и школы. Все они сделаны по типовому проекту и похожи на Университет Назарбаева в Астане.
Свои школы Сулайманов строил невероятно быстро – например, в 2022 году он сдал 7 школ за 7 месяцев. «Большой опыт в строительстве помогает мне добиться высокой скорости, – объясняет он. – Я понимаю, как обеспечить качество и ритмичность работ сразу на нескольких объектах».
Маленьких школ Сулайманов не строит, каждая минимум на 1000 мест. Заведения получаются бюджетные, хотя в некоторых из них есть футбольные поля, бассейны, кабинеты робототехники, интерактивные доски. В январе 2024 года года Сулайманов открыл школу имени Динмухамеда Кунаева на 1500 мест за 4,2 млрд тенге ($9,3 млн). Амортизационная выплата должна будет покрыть за 8 лет все расходы даже с небольшим запасом – почти 4,5 млрд тенге ( более $10 млн).
Но выплаты начинаются уже после того, как школа заработает. «Государство до окончания строительства не помогает, – рассказывает Сулайманов. – Когда я полностью закончу строить, даже мебель закуплю, получу лицензию, тогда можно подавать заявку на компенсацию стоимости здания». Пока же Сулайманов набрал кредитов почти на 14 млрд тенге ($31 млн долларов) по программе кредитования «Экономика простых вещей» (ЭКП).
Это еще один механизм господдержки, введенный в 2019 году, им могут воспользоваться предприниматели, инвестирующие в строительство школ. Его суть заключается в том, что бизнесмен может взять кредит в одном из крупных банков, участвующих в программе, а государство через Фонд развития предпринимательства «Даму» субсидирует кредит, снижая ставку. Например, сейчас банки предлагают бизнесу финансирование под 21,25% годовых, а по программе ЭКП 13,25% возместит государство.
Чтобы построить новую школу, Сулайманов закладывает предыдущую – сейчас все его школы и сады заложены в банке Центркредит, но в течение пяти лет он надеется долги погасить.
Инвестор не берет денег с родителей, обучение в школах Сулайманова бесплатное, при этом во многих есть развозка, дополнительные кружки, есть даже парикмахерская для мальчиков, а в некоторых – бесплатное питание и продленка. Все школы работают в одну смену.
Я не считаю себя бизнесменом, из копейки рубли не делаю. Я хочу побольше школ построить, чтобы трех смен больше не было.
Низамхан Сулайманов, Учредитель школ и детских садов в Казахстане
У школ нет других доходов, кроме тех средств, что выплачивает государство. По словам строителя, подушевое финансирование позволяет ему покрывать все операционные расходы и выплачивать кредиты: на каждого ребенка государство в год выделяет от 40 000 тенге в начальной школе до 72 000 тенге за выпускников ($90–160). Бюджет школы в среднем составляет около 100 млн тенге ($220 000), из которых 70% уходит на зарплаты, остальное на погашение кредитов, оплату ЖКХ «и даже остается 10 млн ($22 000) на неплановые нужды».
Бесплатные частные школы – редкий случай в Казахстане. В январе 2024 года Костанайский районный суд рассматривал иск родителей к частной школе «Айгерим-Ай»: школа начинала работать только на бюджетные средства, но через год ввела плату за обучение (около $100 в месяц). «Если в государственной школе произойдет ЧП, улетит крыша, – можно будет подать бюджетную заявку и получить деньги от государства. А мы будем восстанавливать за свой счет. В этом и вся разница», – объясняли представители школы.
Вести хозяйственную деятельность за счет подушевого финансирования с трудом удается даже государственным школам. Такая финансовая модель работает только при условии, что в школе обучается достаточно много детей. Но даже в этом случае остается очень ограниченный бюджет на улучшения, инновации, переоснащение, которые крайне важны для формирования эффективной образовательной организации.
Ильдар Нафиков, член совета директоров Heritage Education Group
Как короли
Амортизационные выплаты можно получить не только за строительство школы, но и за реконструкцию – хотя они и будут вдвое меньше ($315 за каждое ученическое место).
Такое стимулирование инвестиционной активности приводит иногда к неожиданным результатам. После начала пандемии короновируса многочисленные казахстанские дома приемов (тойхона) и рестораны стояли без дела, принося своим хозяевам одни убытки. Член Регионального совета Палаты предпринимателей гендиректор «Юг House» Есбол Камбаров открыл школу в своей четырехэтажной тойхане.
«Я верующий человек, ресторан все равно собирался закрывать, – рассказывает Камбаров. – А в образовании был уже опыт: раньше открывал детские сады».
За восемь месяцев Камбаров сделал внутреннюю реконструкцию залов для торжественных приемов, согласовал с министерством просвещения план трансформации и получил лицензию на образовательную деятельность. Сегодня 1500 детей ходят в школу «как на праздник». «Условия королевские, – рассказывает Камбаров. – Ресторан у нас был номер один в Шымкенте, теперь дети там обедают». Цокольный этаж отдали под спортзал, на остальных размещены учебные кабинеты, актовый зал и так далее.
Камбаров тоже говорит, что не берет денег с родителей. Подушевое финансирование и амортизационные выплаты покрывают все его расходы и даже приносят небольшую прибыль – около 5%.
«В самом факте реконструкции нет ничего особенного. Переоборудование различных объектов под образовательные – допустимое в мировой практике явление, – говорит бывший вице-министр образования и науки Казахстана, президент международного университета «Астана» Серик Ирсалиев. – Не только школы, но и университеты создавались на базе больниц, аэропортов, спортивных сооружений. Главное, чтобы они соответствовала санитарным, строительным нормам и стандартам образовательной среды».
... продолжение следует ...
Прочитать всю статью можно на сайте EdDesign Mag