Зашел у нас с друзьями разговор том, чем отличается художественный рассказ от нехудожественного и почему мемуарный очерк нельзя считать художественным рассказом. У меня осталось ощущение, что мы не договорили, так что выложу здесь свои соображения по этому поводу.
Итак, мемуарный очерк близок по стилю к дневниковым записям – они различаются только по времени написания: в дневниках события описываются вскоре после того, как они произошли, а в мемуарах – через длительное время, обычно к концу жизни.
И мемуары, и личные дневники – это литература из категории «нон-фикшн», иначе говоря – невыдуманные истории, «истории из жизни». Сейчас таких «историй из жизни» публикуется очень много на некоторых сайтах (один из самых известных – «Пикабу»), журналы выпускаются с такими рассказами, книги такие тоже пишут, да и публикации во многих блогах по сути тоже представляют собой именно «истории из жизни».
Чем же «истории из жизни» отличаются от художественного рассказа?
Первое. Соответствие/ несоответствие действительности
В «историях из жизни» автор стремится отразить произошедшие события достоверно (насколько ему память позволяет и насколько он не боится общественного порицания за свои деяния).
В художественных рассказах, даже основанных на реальных событиях, всегда присутствует вымысел. Главное, чтобы рассказанное было похоже на правду, чтобы читатели автору поверили.
Поэтому художественные рассказы бывают не только актуальными (современными), но и историческими, и фантастическими – в них может описываться время, которого автор сам не видел. В «историях из жизни» автор либо сам был свидетелем событий, либо основывается на рассказах своих знакомых, которые лично были свидетелями событий. С этой точки зрения «невыдуманные истории» ближе к публицистическим (журналистским) жанрам типа репортажа, чем к художественному рассказу.
Как правило, в «историях из жизни» речь идет о самом авторе или о человеке, от которого автор слышал эту историю, а в репортажах и других журналистских жанрах личность автора не имеет значения, для него важно осветить событие, не выпячивая себя.
К слову, художественное произведение тоже может быть написано от первого лица, но в таком произведении не отождествляются автор и герой, от лица которого ведется рассказ, – у них могут быть совершенно разные взгляды на жизнь. Однако в таком произведении личность автора присутствует имплицитно: то есть его оценки, его взгляды на описываемые события заложены в ткань повествования, реализуются различными художественными средствами.
Второе. Наличие идеи
То, над чем смеются школьники: «Что хотел сказать автор в своем произведении?», действительно существует. Если у автора при написании произведения не было никакой идеи, которую он хотел донести до своих читателей, значит он графоман. Но могу предположить, что некоторые авторы не осознают свою идею умом, а передают ее интуитивно через образы. В любом случае читатель может эту идею выявить в произведении. У авторов «историй из жизни» такой идеи нет.
Цель у автора художественного текста может быть разная – развить какую-то философскую теорию, утвердить моральные ценности, раскритиковать социально-политическое устройство страны или еще что-нибудь. Цели автора, пишущего «истории из жизни», другие – поделиться собственным опытом и/или вызвать какие-то эмоции (рассмешить читателей например).
Третье. Художественная форма
Это свойство вытекает из предыдущего. Идея определяет форму произведения.
Писатель использует различные художественные средства, приемы, чтобы мы почувствовали, поняли, что именно он нам хочет сказать по какому-то поводу. Художественный рассказ может быть написан даже, например, в жанре дневника! Но это все для того же – как можно лучше донести авторскую идею.
В художественном произведении каждый элемент на своем месте, каждый значим, и любое вмешательство со стороны может нарушить гармонию и исказить мысль автора.
«Истории из жизни» не требуют такой проработки – автор описал какие-то события связно, понятно, желательно грамотно (если неграмотно, редактор поправит), и достаточно.
Это проявляется огромным разнообразием стилей художественных произведений, которые зависят от личности самого автора и от целей, которые он ставит. Причем тексты могут быть совсем неграмотные, если так говорят, например, какие-то персонажи. «Истории из жизни» всегда написаны правильным литературным языком, практически лишенным индивидуальной выразительности.
Здесь мы должны отделить художественный рассказ от другого жанра – публицистических статей. Журналисты тоже могут писать свои статьи, продвигая какую-то идею, писать пламенно, использовать разные средства выразительности. Однако авторы статей свою идею преподносят прямо, а авторы художественных рассказов зашифровывают ее в образах.
И самое важное качество, которым обладают только художественные тексты, том числе рассказы, – это красота. Рассказ должен доставлять эстетическое удовольствие. Хорошее литературное произведение читаешь, смакуя, наслаждаясь каждой строчкой. От статьи никто этого не требует, как и от «историй из жизни».
К художественной литературе хочется возвращаться время от времени, чтобы снова насладиться ею. К «историям из жизни» (мемуарам и дневникам) обращаются, когда появляется необходимость или желание вспомнить какие-то события, почувствовать дух эпохи, узнать больше об авторе таких произведений и т. п., но уж точно не ради эстетического удовольствия.
Художественная выразительность в сочетании с идейной насыщенностью придают рассказу художественную ценность. «Истории из жизни» такой ценностью не обладают, зато они могут иметь историческую ценность.
Поэтому жюри разных литературных конкурсов должно четко отделять художественные рассказы от «историй из жизни» (для последних, кстати, отдельные конкурсы проводят, и нередко). Это совсем разные жанры, и оценивать их нужно по разным критериям.
Получается как-то так.