ЧТО ТАКОЕ ГОВЕНИЕ?
Говение – это понятие, использующееся исключительно лишь в церковном обиходе. Оно означает особое приготовление верующих к Таинству Покаяния и принятию вслед за этим Святых Даров.
Говеть хотя бы раз в год, причем обязательно в Великопостный период, обязан каждый христианин. А еще лучше и правильнее говеть хотя бы одну седмицу в течение каждого из четырех постов – такое наставление об этом подвижническом делании заповедали верующим учителя Церкви.
В светском обществе слову «говение» свойственно присваивать совершенно иное значение. У людей невоцерковленных это понятие часто воспринимается как синоним поста. Причем немалое влияние на подобное восприятие людей оказала традиция называть день, предшествующий началу поста, «заговеньем», а день, следующий за окончанием поста, - «разговением» или, как говорят в народе, «разговинами».
На самом же деле, говение и пост – понятия совершенно разные.
Говение - это воздержание в гораздо более широком смысле. Это не только отказ от всяких увеселений, развлечений и животной пищи, но и состояние внутреннего благоговейного трепета, эмоциональной взволнованности перед духовным событием. Говение – это ограничение и ущемление себя в привычных и любимых вещах и поступках ради вещей, гораздо более возвышенных, делающих людей более одухотворенными и более счастливыми.
В этот период особого приготовления к Таинству верующие словно бы обменивают эфемерные житейские радости, представленные в виде любимых продуктов и различных увлечений, на гораздо более ценное духовное состояние – радость общения с Вседержителем. И потому время говения должно быть для истинного христианина радостным, поскольку это путь к Господу и великолепнейшая возможность что-то для Него сделать. Это то, чего от верующих ждет их Создатель.
Архимандрит Савва (Мажуко), бессменный ведущий православного телепроекта «Свет невечерний», поясняет разницу между понятиями говения и поста такими словами: «Поститься — это снаружи, это внешнее действие, некоторая форма, ритуальность, поза. Говеть — это глубоко внутри, очень лично, предельно волнительно... Поститься – пепел. Говеть – пламя. Можно говеть, но не поститься. Можно поститься, но не говеть».
КАК ПРАВИЛЬНО ГОВЕТЬ ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ?
Подготовка к Таинству Причастия не может заключаться только лишь в пищевом ограничении, поскольку только лишь в отказе от определенного рода продуктов нет ничего благоговейного. От пищи животного происхождения отказывались, в свое время, и индийские аскеты, и иудейские фарисеи, и сицилийские пифагорейцы. В наши дни существует даже целое веганское течение, сторонники которого не употребляют животные продукты не только в определенные периоды года, но и во все прочие дни. Такой тип питания сегодня весьма популярен, однако в его фундаменте, хоть и заложены соображения гуманности и этичности – понятия весьма достойные, но они ни в какой степени не связаны с любовью к Истинному Творцу.
Говение же без любви к Вседержителю, без чувства признательности Ему и без благоговения перед Ним, абсолютно немыслимо. Когда подобные чувства преисполняют сердца верующих, они требуют себе выхода, требуют проявления и выражения в делах подвижничества и в трудах милосердия, совершаемых ради Триединого Создателя.
Говение - проявление внутреннего пламени веры. И чтобы поддерживать этот сердечный жар, необходимо погасить все препятствующие его разгоранию страсти. Для этой цели и применяют, в частности, воздержание от продуктов, получаемых от животных - то есть пост. Но это отнюдь не самая главная составляющая подготовки ко Причастию.
Церковнослужители наставляют, что наиважнейшая и первейшая задача в период приготовления ко принятию Божественных Даров – «перестать продуцировать негативные греховные проявления, скрывающиеся в нашей личности и вырывающиеся наружу в виде раздражения, обид, неприятия и оскорбления ближних и прочих подобных подавляющих духовную благодать эмоций». Говея, нужно, напротив, всеми возможными силами созидать все доброе и хорошее. Созидать и помыслами, и речами, и деяниями.
Если христианин говеет не в установленное Церковным Уставом время поста, а в период мясоеда, то говение, как правило, заключается в недельном (с понедельника до субботы) воздержании от животных продуктов и полнейшем ограничении всякого рода увеселений и развлечений. При этом в обязанность верующему вменяется посещение всех недельных богослужений или, как минимум, богослужений трех дней перед Причастием.
Дома в этот период тоже необходимо усиленно потрудиться: прочитать все положенные перед принятием Святых Даров каноны, почитать душеполезные святоотеческие труды и, по возможности, совершить какие-либо полезные дела ради ближних.
Человек, говеющий в период церковного поста, дополнительно ограничивает себя воздержанием от какого-либо вида дозволенной пищи. Священнослужители поясняют, что необходимо это для того, чтобы «освободив тело от лишней пищи, дать большую свободу пребывающему в нем разуму», а некоторые из них даже называют период говения «проекцией рая на земле», потому что это время максимально посвящается человеком богообщению – тому, что и является, по сути, устремлением жизни всякого христианина.
Завершается говение обычно субботней исповедью либо исповедью в воскресный день непосредственно перед Евхаристией, с последующим принятием Благодатных Даров.