Найти тему
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Московский пробник ЕГЭ по русскому языку 2.04.2024: разбор второго варианта

Благодарю каждого из вас за активность под последним постом с решением первого варианта пробника! Настало время второго варианта. К нему претензии ровно такие же, как и к первому — но всё же в чём-то он был легче.

Сочинение по тексту второго варианта можно прочитать тут

А мы приступим к тестовой части!

1. Текст к заданиям 1-3 снова научный, как и в первом варианте:

В тексте выделена проверка задания 1: чтобы подобрать МЕСТОимение, нужно понять, ВМЕСТО чего оно используется + есть подсказка в окончании прилагательного "важнейшИЕ",указывающая на множественное число
В тексте выделена проверка задания 1: чтобы подобрать МЕСТОимение, нужно понять, ВМЕСТО чего оно используется + есть подсказка в окончании прилагательного "важнейшИЕ",указывающая на множественное число
-2

2. Здесь всё без подвоха. В верных вариантах подчеркнула конкретные значения, в которых слово употреблено в тексте:

-3

3. Текст научного стиля, поэтому первый вариант не подходит; во втором каждая характеристика соответствует тексту; в третьем — риторических вопросов в тексте не было (вопросительные предложения вообще отсутствуют); в четвёртом — всё сошлось; в пятом — ирония = пренебрежительное, высмеивающее отношение автора, а у нас он явно относится к литературе с уважением, поэтому вариант не берём:

-4

4. Тоже, как и в первом варианте, достаточно простые слова:

-5

5. Трудности могли возникнуть со словами опасливо и гарантийного; но гуманитарная помощь — настолько часто употребляемое выражение, что вы, скорее всего, и не сомневались в ответе:

-6

6. Тут двоякая ситуация: можно оставить выражение Жадного Плюшкина, а можно — скрягу Плюшкина. Но по аналогии с другими случаями этого типового задания вычёркиваем прилагательное: молодая девушка, свободная вакансия...

-7

7. Как и в первом варианте, проверяли знание носочно-чулочного правила:

-8
Запоминалка для носочно-чулочного правила) Источник: Навигатор ЕГЭ
Запоминалка для носочно-чулочного правила) Источник: Навигатор ЕГЭ

8. Предложения попроще, чем в первом варианте. Запутать мог деепричастный оборот в безличном предложении (1) — но других предложений с деепричастным оборотом и нет:

5 — не только ..., НО И ... — другое продолжение составного союза невозможно
5 — не только ..., НО И ... — другое продолжение составного союза невозможно

9. Трудные слова отметила цветом: поднимать и разминать — исторические чередования, сочетать — слово-исключение; с укрощением, посвящением и разрежением грядок трудности типичные для всех моих учеников: а тут сразу столько ловушек добавили!

-11

10. Путающие слова — обЫндеветь (так как русская приставка на согласный); вечная ловушка с череСчур (сохранилось правило чередования ЧЕРЕЗ - / ЧЕРЕС- по глухости / звонкости); и куда же без непрИступных крепостей и утёсов! (ничего общего с прЕступностью не имеют, к ним нельзя прИступить = ПРИблизиться):

-12

11. Достаточно простая подборка слов (в глаголах на ИВА-ЫВА / ОВА-ЕВА не забывайте проверять ударность ВА):

-13

12. Красным цветом выделила слова, образованные от глаголов-исключений (стелИть = 1, удержАть, прогнАть, зависЕть = 2); постоянно вводящая в ступор форма глагола клеИть; прошедшее время — раскрасИть = раскрасИвший:

-14

13. Тоже задание без подвохов, не забывайте проверять причастия на наличие зависимых слов (ПО = причастный оборот):

невнимательность = рассеянность (есть синоним без НЕ = пишем в одно слово, слитно)
невнимательность = рассеянность (есть синоним без НЕ = пишем в одно слово, слитно)

14. В первых вариантах есть слова, которые не могут писаться через дефис: в течение = в любом случае раздельно; чтобы или что бы — либо слитно, либо раздельно:

-16

15. Случаи гораздо проще, чем в первом варианте: единственное — отглагольное прилагательное правлеНый, которое нужно проверить по 4 пунктам:

Правле(?)ый: 1)сов.вид; 2)приставка; 3)-ОВА-/-ЕВА-; 4)зависимые слова — ничего этого нет, значит, Н одна
Правле(?)ый: 1)сов.вид; 2)приставка; 3)-ОВА-/-ЕВА-; 4)зависимые слова — ничего этого нет, значит, Н одна

16. Ну вот и добрались: все предложения, кроме 3, лёгкие и понятные. В третьем возможно двоякое объяснение:

1) Конферансье прочитал в начале концерта + диктор попросил в начале концерта = есть ОВЧ (общий второстепенный член предложения, обстоятельство), значит, запятую перед И не ставим

ИЛИ

2) В начале концерта конферансье прочитал, а затем диктор попросил = последовательность действий, обычное ССП, запятую перед И ставим

-18
Споры в учительских чатах по поводу аналогичного предложения из задания 16 первого варианта
Споры в учительских чатах по поводу аналогичного предложения из задания 16 первого варианта

Ну не должно встречаться на экзамене таких спорных случаев!

Ответ: либо 15, либо 135 — чёрт знает, какой из вариантов составители считают правильным 😡

17. Выделяете границы оборотов — и нет никаких проблем:

-20

18. Ловушка с обращением: личное местоимение обращением быть не может!

19. Союз И не соединяет однородные придаточные! Хотя у них одинаковые союзы что, части зависят от разных слов / основ! Значит, на месте 2 нужна запятая:

-21

20. На месте 1 ставим запятую, потому что И соединяет две разные основы;

А дальше — три однородные придаточные: полагал (что?) —

  1. что чиновники составляют
  2. что посещение не есть привычка
  3. что слякоть, жара и нерасположение будут служить предлогами

поэтому на 4-5 запятые не нужны

-22

21. Здесь, в отличие от первого варианта, всё гораздо понятнее: три приложения (не путать с тире между подлежащим и сказуемым — перед тире уже есть грамматическая основа со сказуемым-глаголом!)

И достаточно очевидно, что на месте 8 случай постановки совсем другой
И достаточно очевидно, что на месте 8 случай постановки совсем другой

Переходим к заданиям по тексту:

Желтым цветом выделены предложения для проверки утверждений в задании 22, чёрным — объяснение задания 25
Желтым цветом выделены предложения для проверки утверждений в задании 22, чёрным — объяснение задания 25

Красным и синим цветом сразу выделила части, противопоставленные по смыслу (для сочинения)

-25

22. Не совсем очевидное утверждение 5: проверяем по предложению 34, все науки пригождались — значит, точно не забывал

-26

23. У меня получился такой ответ (в предложении 3 точно нет описания; в предложении 8 есть противопоставление, но с 9 оно не противопоставлено по содержанию; в 21-26 — рассуждение):

-27

24. Ответ — самое последнее слово в указанном фрагменте)

-28

25. Сразу два условия — проверяем в возможных предложениях наличие обоих!

-29

26. Ну-с... возможно, про анафору вы могли не вспомнить. Парцелляция — тоже трудный термин = деление на разные предложения единой мысли.

И последний троп — развёрнутая метафора — тоже та ещё штучка. Но её можно найти методом исключения: из тропов в списке терминов представлены только эпитеты, сравнение и развёрнутая метафора — в промежутке речь точно не о них:

-30

Вот такие получились ответы. Подложили нам свинью в задании 16, причём в обоих вариантах.

Разбор первого варианта можно прочитать тут

Делитесь вашими сомнениями и впечатлениями в комментариях! И если что-то из ответов нужно объяснить и уточнить, я буду рада помочь)

Машков Илья Иванович «В пионерском лагере» (1926)
Машков Илья Иванович «В пионерском лагере» (1926)

📥 Скачать сканы вариантов можно на диске по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1vpNpvR9G8kajYSwNlBTYlvej4Nff-eTj?usp=sharing

📝 Поддержите развивающийся канал лайком, репостом, комментарием или подпиской — впереди много полезных материалов, ваша обратная связь вдохновляет меня на их создание ✨