Найти тему
ARTinvestment.RU

Коллекционеры и коллекционирование. Статус

Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства.

Продолжение.

Коллекционеры и коллекционирование. Предмет

Коллекционеры и коллекционирование. Личность

Иллюстрация создана ИИ-моделью DALL-E 3 по запросу ARTinvestment.RU
Иллюстрация создана ИИ-моделью DALL-E 3 по запросу ARTinvestment.RU

В прошлый раз мы узнали о том, как личность коллекционера трактуется современной наукой через призму психологии владения. В частности, подробно остановились на вопросе, что лежит в основе коллекционирования — тяга к исследованию или жажда обладания? И вместе пришли к однозначному выводу: настоящего коллекционера интересует не количество собранных вещей, но их качество.

С это точки зрения первым сознательным коллекционером в истории был… Ной. Библейский герой осознанно подошел к вопросу: создал методологию отбора («от всякой плоти по паре»), сформировал коллекцию при участии близких родственников, включая постройку хранилища («ковчег из дерева гофер») и в определенный концепцией момент без сожаления расстался с коллекцией («пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются»). А самым главным действием Ноя, как социально ответственного коллекционера, было служение на благо Человечества во имя идеалов, которым он оставался верен.

Наверняка — пусть Библия и опускает это — в процессе постройки ковчега Ной подвергался насмешкам окружающих. В этом состоит трагедия личности коллекционера. Его намерения долго, а порой навсегда могут оставаться непонятыми: публикой — в узком смысле, и обществом — в широком. Изменение социального статуса коллекционера искусства с течением истории — тема, требующая детального рассмотрения.

Важное примечание: данный материал не является попыткой осветить историю коллекционирования, изобилующую массой полезных фактов и удивительных открытий. В свое время редакцией AI были выпущена серия материалов, которые остаются актуальными и сегодня. С ними вы можете (и более того — просто обязаны) ознакомиться здесь:

Краткая история коллекционирования. Часть 1

Краткая история коллекционирования. Часть 2

Краткая история коллекционирования. Часть 3

Нам же интереснее сквозь призму веков проследить за изменениями в статусе коллекционера относительно общества, в котором происходило формирование и экспонирование коллекции.

Часть 3. Статус

Искусство коллекционирования сопровождает человечество на протяжении всей его истории, отражая изменения в социальной структуре, культуре и экономике. Само понятие «коллекционер» эволюционировало от первобытных шаманов, хранителей редких тотемов, — до современных меценатов и инвесторов, видящих в искусстве не только эстетическую, но и материальную (финансовую) ценность.

Для понимания изменений статуса коллекционера в исторической ретроспективе мы создали таблицу с типологией коллекционеров. Сразу оговоримся: данная расстановка сил является исключительно мнением нашей редакции, а по части приведенных датировок споры и разногласия не утихают в научной среде и поныне — в отдельных регионах мира определенные эпохи возникали с опережением или отставанием. Именно поэтому мы выбрали основным критерием периодизации влияние эпох и событий на мир искусства:

Таблица 1. Типология коллекционеров искусства в истории Западной цивилизации

-2

Первобытное общество

Первобытное общество заложило основы интуитивного коллекционирования как духовной практики. Сбор предметов, имеющих магическое и ритуальное значение, был неотъемлемой частью жизни древних общин. Тотемы, амулеты, и другие предметы, наделенные особым значением, становились первыми вещами, которые можно рассматривать сквозь призму их символической и эстетической ценности. Эти предметы не только выполняли роль инструментов в ритуалах и обрядах, но и были носителями коллективной памяти и знаний о мире. Достоверными сведениями о владельцах первых коллекций наука не располагает, однако предполагается, что правом на отбор и использования ритуальных предметов наделялись лишь служители культа — шаманы. В позднем каменном веке коллекции предметов археологи находят уже у вождей — представителей светской власти.

Древний мир

В древних цивилизациях Египта и Месопотамии в круг собирателей ценностей наряду со священнослужителями вошли властители. Собрания декоративного искусства и предметов быта не только подчеркивали статус владельца, но и служили средством общения с божественным, воплощая религиозные и мистические представления эпохи. Так, коллекция, украшавшая дворец при жизни правителя, далее во многом следовала за ним в захоронение для «практического использования» в загробной жизни.

Античность

Античность — с появлением в практике искусства таких понятий, как объем, перспектива и пропорции, — подняла коллекционирование искусства на новый уровень, с акцентом на красоту, гармонию и философию. Античность также заложила основы для использования искусства в образовательных целях. В Древней Греции и Риме коллекционирование стало свидетельствовать о вкусах и образованности человека, а также о его положении в обществе.

Однако между двумя великими культурами мы видим весомое различие. Греки ценили красоту и гармонию, что отразилось в их стремлении окружать себя произведениями искусства, символизирующими идеалы демократии (что не помешало Платону назвать ее «опаснейшей из форм правления, ведущей к анархии») и философии. Римляне, в свою очередь, проявили себя как адепты апроприации искусства других культур, особенно греческой, что стало свидетельством их имперских амбиций. В целом, в античности зародилась традиция собирать искусство, чтобы таким способом подчеркнуть социальный статус, образованность и власть владельца.

Средневековье

Средневековье внесло свои коррективы в коллекционирование. Творчество оказалось под единоличным влиянием католической церкви, которая стала главным меценатом и хранителем предметов искусства. Доминировали религиозные мотивы, а собрания искусства формировались внутри церковных сокровищниц и монастырей. Средневековое искусство было направлено на служение духовным нуждам — передачу религиозных истин и учений. Тем не менее параллельно возникали коллекции правителей, которые формировались из драгоценностей, произведений декоративного искусства и экзотических предметов. Примечательно, что публичный доступ к королевским коллекциям в мирное время был ограничен — а для всеобщего обозрения они «приоткрывались» лишь на время войн и эпидемий, для поднятия уровня социальной осознанности упавшего духом народа.

Период великих географических открытий

Если вы полагаете, что к ослаблению монополии католической церкви на искусство привело признание Земли шаром, — вы ошибаетесь. В большей степени этому способствовало накопление отдельными государствами крупных капиталов — и зависимость от них Ватикана, пошедшего на определенные уступки. В частности, стали появляться первые частные собрания предметов — причем это право давалось не только богатой знати, но и представителям «низших» профессий: поэтам, алхимикам и даже художникам. Открытие новых земель стимулировало интерес к коллекционированию природных образцов, карт, произведений искусства и ремесленных изделий из дальних стран. Это был период формирования «кабинетов чудес», где собирались уникальные и редкие объекты, отражающие разнообразие и богатство природы и культур разных народов. Коллекционер, вслед за мореплавателями, сам становился «первооткрывателем», распространяющим знания о внешнем мире.

Эпоха Возрождения также сделала статусным меценатство, когда коллекционирование стало способом демонстрации не только богатства и образованности, но и просвещенности — для чего знатью поддерживались светские начинания отдельных художников и целых мастерских. Появление частных коллекций и рост интереса к античности привели к зарождению светского коллекционирования в современном понимании — как интеллектуального и эстетического способа жизни и мысли.

Первая промышленная революция

Настаиваем: именно промышленная (технологическая) — а не буржуазные революции, потрясшие Европу в один и тот же исторический период, — явилась главным стимулом к развитию дальнейшей практики коллекционирования. Благодаря росту буржуазии (появлению среднего класса) и накоплению ею богатства (в первую очередь — вследствие колониальной политики западных стран), возникла новая группа коллекционеров, стремившихся демонстрировать свой финансовый и общественный статус через искусство.

Одновременно, для сохранения политического баланса и снижения народных волнений начали формироваться частные художественные галереи и открываться первые публичные музеи, делая искусство доступным более широкой аудитории. А для окончательного создания иллюзии доступности предметов искусства в Великобританию «привезли» публичные аукционы — «фламандскую новинку» (как и многие «новинки», известную еще со времен Древнего Рима). Так, на Sotheby’s в конце XVIII века в одних торгах могли участвовать как зажиточный простолюдин из предместья Лондона, так и Российская Императрица Екатерина II.

Вторая промышленная революция

Перед второй промышленной революцией, к середине XIX века, с коллекционированием сложилась интересная картина. С одной стороны, Ватикан полностью утратил контроль над творческими процессами в искусстве (а до рыночных так и не добрался). С другой — феномен коллекционирования получил эстетическое осмысление и горячую поддержку со стороны французских философов («Салон Дэни Дидро» и прочие «арт-хабы»). Другими словами, статус коллекционера искусства стал институционально определяться не столько уровнем личного капитала владельца, сколько уровнем его внутренней культуры. Однако развитие культуры самого коллекционирования сдерживал третий фактор: любителям искусства середины XIX века буквально нечего было собирать.

Лучшие образцы средневекового искусства оставались во владении церкви; шедевры Возрождения распределились между государственными музеями; достойные работы периода Классицизма и Романтизма ушли с молотка на Sotheby’s, Christie’s и «молодом» аукционе Phillips. В свободном доступе оставался либо «ампир» — массово созданные портреты знати в тогах (крайне напоминающие безвкусные работы одного провластного художника), либо «рококо» — вычурные пасторали, яркостью красок схожие с полотнами, созданными современными художниками под воздействием духовных практик Центральной Америки. Дошло до того, что сообщество коллекционеров даже спровоцировало появление нового направления в искусстве — ориентализма. Дескать, давайте обратимся к мудрости и эстетике Востока, раз уж Запад изрядно загнил.

Здесь на помощь миру и рынку и искусства и пришла Вторая промышленная революция — совершив тектонические культурные сдвиги в лице импрессионизма, экспрессионизма и эрзац-историй а-ля Bric-à-brac. Ключевую роль в продвижении новых талантов и формировании вкусов сыграли появившиеся арт-дилеры и коммерческие галереи. А само коллекционирование сосредоточилось на работах современных художников, добавив в практику владельца подзабытые со времен Возрождения элементы: общение с автором, сотворчество и меценатство.

Вернувшись к таблице в начале материала, читатель отметит, что именно начиная со Второй промышленной революции и до наших дней основные типы коллекционеров больше не менялись. Это — государства (в публичном проявлении — государственные музеи), промышленные корпорации (в публичном проявлении — корпоративные коллекции), и частные коллекционеры.

Именно поэтому весь последующий исторический блок правильнее подавать отдельно. Чем мы и займемся в продолжении материала.

Зина Фандéлина, AI