Специалисты, которые занимаются вопросами детско-родительских отношений, помнят определение. Семья – это первичный институт социализации, система межличностных установок и ожиданий. В зависимости от успешного или не очень опыта взаимодействия в этой группе, формируются и закрепляются те или иные формы поведения.
То есть от того, на сколько успешно проявляет себя ребенок в семье, напрямую зависят его дальнейшие действия и поступки в социуме.
Интересно, что даже не время, которое ребенок проводит в интернете, влияет на формирование его личности. А какие слова и действия близких людей он при этом привык видеть слышать. Проще говоря, на протяжении всего детства происходит усвоение определенной картины мира. Которую, по большому счету, создаем мы, взрослые.
В отдельную группу риска, традиционно, можно отнести следующие категории. Мы об этом говорим в каждой книге. Но это база. Родители, подойдя к подростковому возрасту, хватаются за голову в ужасе от того, что происходит. Ищут волшебное решение в лице специалиста, который за одну сессию будет способен перестроить систему установок, которую вы транслировали годами. Конечно, это ошибка.
Мне запомнился пример, когда мама все детство вовлекала малолетнюю дочь в судебные разбирательства против отца ребенка. При этом подталкивала девочку лгать. Что в итоге? Все эти «годами наработанные навыки» после психологического отделения успешно были применены и к самой маме – в патологической лжи, нежелания вообще договариваться и искать решение, которое устроит все стороны конфликта. Жизнь с подростком превратилась в унижение и желание «уничтожить» своего опонента. А ведь, если признать текущую реальность, то не трудно понять, где девочка всему этому научилась, какие модели поведения усвоила.
У меня нет желания менять или чему-то учить взрослых, сформировавшихся, сознательных людей. Просто семье, где формируется «цифровой ребенок», то есть поколение, которое рождено в условиях, где интернет является частью повседневной реальности. В отличии от нас, людей, которые осваивали их, встраивали в сформированную действительность. Что у вас было из доступных «продвинутых» удовольствий? Денди, Нинтендо, дальше уже пошли ПК. Но это очень большая разница. Сейчас цифровой мир захватывает внимание с первого шага. Как говорится, первый раз бесплатно.
Но, как бы ни оказывал влияние инфокоммуникационный контекст, в котором формируется абсолютно каждый ребенок, специалисты скажут, что главные задачи семьи от этого не изменились. Это формирование потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве, формирование предметно-орудийной компетенции в раннем возрасте, социальной компетенции в дошкольном, осуществление самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте, и создание условий для развития автономии и самосознания п подростковом.
То есть по большому счету, личность это продукт адаптации сначала к семейной системе, а дальше человек с этими установками и опытом попадает в социум. При этом у некоторых сознание можно сравнить с лодкой с пробитым дном. Тебя несет по волнам туда, куда направлен ветер. А ты, как щепка в этом океане, ресурсов чтобы справиться со средой особо не имеешь. Да часто и не хочешь, потому что главная мотивация – эмоциональная, защитная. Делать не так, как требуют.
Раньше психологи четко выделяли семьи, где формировались дети с девиантным поведением, и характеризовали их как неблагополучные.
Но, если рассматривать проблематику формирования поведенческой зависимости, к которым относятся интернет и игровые пристрастия, то разницы вообще нет. В зоне риска все. И те, чье детство проходит в окружении природы и просторов. Или же за высоким забором охраняемой территории.
Если рассматривать вопрос системно, то процесс развития психологической зависимости прост:
1. Среда, в которой реальный и виртуальный мир резко отличается по эмоциональному наполнению.
При этом обстановка может быть вполне обычная, но ребенок на каком-то этапе пришел к осознанию, что «все не так». Особенно сильно на мировоззрение влияют картинки и видео богатых и знаменитых. Когда, насмотревшись подобного контента, подросток понимает, что его жизнь очень серьезно отличается от других. И, скорее всего, он никогда не окажется там, где он мечтает.
2. Воспитательные приемы, которые годами расширяют конфликт реальностей.
Это оскорбления, наказания, обвинения, унижения, авторитарный контроль, попытки выбить угрозами нужное поведение. Так малая социальная группа, каждый раз подталкивает к фиксации усвоенного опыта. Что мир - это не то место, где хочется активно действовать, нет в нем легкости и радости.
3. Формирование устойчивой потребности уйти от стресса, чувства собственной ничтожности, отсутствия веры в тебя у самых близких людей. То есть личность развивается с психологической настройкой – стойким желанием от этой действительности «отъехать».
4. Смещение центра удовольствия и фиксация на определенном ресурсе. Для мальчиков чаще это прокачка героя в игре, для девочек прокачка себя и своего образа в социальной сети.
5. Появление виртуального «Я», которое в жизни конкретного ребенка или подростка значит намного больше, чем все, что связано с реальной жизнью.
По большому счету, то, как на данном этапе ведет себя ваш сын или дочь в цифровой среде – это адаптация психической системы в воспитательной среде. А дальше к социуму, где тоже бывают сбои. И мы поговорим об этом дальше.
Стоит добавить, что все дети, без исключения, тусуются в интернете, играют по сети, имеют профили и набирают френдов.
Главное отличие, то, на что следует обращать внимание – это успешное движение по социальным ролям. И, если сын или дочь, открыто заявляет, что учиться не планирует, то наказывать, лишать экрана, устраивать скандалы просто бесполезно. Надо разбираться, почему в системе ценностей обучение отошло на задний план.
Мы детально обсуждали важность грамотного формирование границ в книге «Как оторвать подростка от онлайн игры». Особенно на этапе переходного возраста.
И вот тут, очень важный момент. Современной семье достаточно сделать разворот своей воспитательной системы.
С бесконечной борьбы и обвинений своих детей в появлении цифровых интересов на способность ими самостоятельно управлять и успешно двигаться по социальным ролям. На создании такой среды, где ты выбираешь линию поведения, а дальше переосмысливаешь с родителем положительный и негативный опыт.
Самооценка ребенка является прямым воспроизводством самооценки матери. Каждый испытывает потребность в достойном положении с первую очередь в своей семье. А дальше уже в группе сверстников.
Поэтому очень важно следить, чтобы ваша система коммуникации, как минимум, не превращалась в радиактивное облако, когда тебя системно облучают очередной порцией негатива. И, единственной реакцией при этом у любого нормального человека – побыстрее смыться. Но, если раньше дети убегали из дома, попадали в плохие компании, то сейчас достаточно хлопнуть дверью и окунуться в цифровое болото с головой.
Дети отмечают в себе, прежде всего, те качества, которые подчеркиваются родителями. Как мама, которая заставила свою дочь поверить в себя и пойти лгать в суде, важно отслеживать за собой следующее:
· Какой образ себя я внушаю своему ребенку?
· Не формируется ли у него устойчивое негативное отношение к себе?
· Преобладает ли чувство неполноценности и самонеприятия?
Самое распространенное заблуждение, это реально считать, что мой ребенок слабый, безвольный, что без меня он не справиться. Поэтому мне нужно всегда быть рядом, транслируя что сейчас от него требуется.
Но, даже в случае, когда взрослый разделил границы, передал ответственность по возрасту, он все равно в своих глазах видит слабенького и нуждающегося в помощи.
Частой причиной отсутствия желания учиться и развиваться является ситуация, когда дети просто воспроизводят негативное мнение о себе. Для всего поколения это стандартное внушение: «Ничего не хочет, лишь бы в компьютере сидеть!» Особенно обидно, когда эта «искренняя позиция» озвучивается чужим людям.
Нужно перестать навязывать сыну или дочери представление о себе, как о слабом, неспособным самостоятельно мыслить и действовать. Если проблемы есть, то их нужно выносить на обсуждение. И совместно искать решение.
Нельзя создавать среду, где ребенок активно борется за выживание, за то, чтобы доказать свою нормальность, чтобы чувствовать уважение в глазах близких.
На этапе переходного возраста происходит борьба за самоутверждение в первую очередь в семье. Конфликт реальности появляется там, где в ответ на родительское доминирование ребенок просто отвечает борьбой за лидерство. И вот тут появляются прокаченные герои и образы в социальной сети.
Убрать это разрушающий механизм просто.
Подумайте, какой общий образ вы внушаете?
И полностью его перестройте. Например, «Домашнюю работу делать не заставишь!» на «У меня такой самостоятельный ребенок, сам переключается, сам все делает, сам рюкзак собирает». Или «Часами в компьютере сидит, больше ничего не хочет!» на «Есть время для работы, а есть для отдыха. Как хорошо, что ты уже такой взрослый и серьезный, что понимаешь сам, что играть и отдыхать спокойней тогда, когда все задачи сделаны». Со временем ребенок просто воспроизведет ваши слова в реальности, так же как сейчас то, что вы транслировали в прошлом.
Любой тинейджер нуждается в чувстве, что он реализован. Причем в первую очередь в семье. И уже с этими настройками происходит разворот на следующий этап - закрепление своей позиции в группе. Где опять же, надо помогать, а не создавать очередную пробоину в судне. Все больше и больше будет погружаться на такие манящие подводные просторы интернет жизни и жажды бесконечных удовольствий, которые по факту затаскивают тебя на дно.
Понятна эта тема?
________________________
Уважаемые родители! В этом блоке мы идем дальше. Но желательно научиться применять метод наблюдения, метод отложенного скандала, не пытаться воспитывать вовремя игры, способствовать столкновению с собой и с правдой. Применять "принцип нейтрального времени".
Все это мы обсуждали в блоге, ищите статьи. Или скачайте книгу "Как оторвать подростка от онлайн игры" по ссылке.