Найти в Дзене
Интересные истории

За кулисами кино. Рассказываю неприятную правду о конфликтах известных кинорежиссеров.

Оглавление

Многие до сих пор считают, что виновниками всех конфликтов в кино были чиновники. Советские чиновники. Абсолютная ерунда. Конфликтовали и конфликтуют в этой сфере все, причем исторически. Сегодня расскажу о противостояниях между режиссёрами. Возникать они стали на почве различия художественных взглядов и борьбы за ресурсы. В советское время к этому добавлялись идеологические причины и относительно жесткой ( в разное время по-разному) цензурой.

Л.Гайдай / Э. Рязанов
Л.Гайдай / Э. Рязанов

Леонид Гайдай - Эльдар Рязанов ( Шустерман )

В качестве одного из примеров могу привести конфликт

между Эльдаром Рязановым и Леонидом Гайдаем. Оба режиссера были мастерами комедии. Оба делили 1 и 2 место как самые коммерчески - успешные режиссеры СССР. Однако их подходы к жанру сильно отличались. Рязанов стремился к интеллигентной сатире, тонко затрагивая социальные проблемы, в то время как Гайдай предпочитал динамичный фарс, переходящий в откровенную гротескность. Их взгляды на то, каким должно быть комедийное кино, часто сталкивались, что выражалось и в "пикировках". Хотя, больше "петушился" Рязанов. Он входил во всевозможные худсоветы, вел влиятельную "Кинопанораму". Мог больно ущипнуть в прессе конкурента. А Леонид Гайдай отбивался, как мог, только на худсоветах. Ясно, что в свои выпуски "Кинопанорамы" Рязанов для дискуссий его не приглашал )

С.Бондарчук / А.Тарковский
С.Бондарчук / А.Тарковский

Сергей Бондарчук - Андрей Тарковский

Другим примером может служить конфликт между Андреем Тарковским и Сергеем Бондарчуком. Тарковский критиковал патетический стиль Бондарчука, сам предпочитая философский подход. В частности, он недоумевал по поводу широкой популярности и государственной поддержки фильмов Бондарчука, таких как эпическая экранизация "Война и мир", которую Тарковский считал внешне впечатляющей, но пустой в эмоциональном и философском плане. К этому был примешен и личный момент. У старшей дочери Сергея Бондарчука случился бурный роман с Тарковским.

Михаил Ромм - Сергей Эйзенштейн

Третий пример творческого конфликта - напряжённые отношения между Михаилом Роммом и Сергеем Эйзенштейном. Режиссёры были выдающимися фигурами советского кинематографа, но их подходы к искусству фильма сильно отличались.

Михаил Ромм / Сергей Эйзенштейн
Михаил Ромм / Сергей Эйзенштейн

Ромм, будучи учеником Эйзенштейна, с течением времени всё более критически относился к его методам и теоретическим постулатам. Ученик считал, что кино должно быть прежде всего о человеческих эмоциях и жизненных ситуациях, в то время как Эйзенштейн удалялся от реализма в пользу "интеллектуального кино". Эта разница взглядов привела к тому, что Ромм часто отвергал формальные эксперименты Сергея Эйзенштейна, считая их слишком декларативными и далёкими от живого, чуткого изображения действительности.

Конфликт между двумя режиссёрами осложнялся личными разногласиями и различием их творческих личностей. Эйзенштейн, всё чаще сталкивался с критикой со стороны молодого поколения режиссёров, которые, подобно Ромму, стремились к новому языку кино.

Михаил Ромм не только вел режиссерские курсы во ВГИКе, но и проводил мастер-классы для министра Культуры СССР Екатерины Фурцевой. Информация была ей необходима чтобы говорить с актерами на их профессиональном языке. Скорее всего Ромм высказывал свои взгляды и на работу Эйзенштейна.

Ученикам же он рассказывал много такого, и из личной жизни Сергея Эйзенштейна, что здесь я пересказать не возьмусь. Впрочем, вот несколько ссылок на мои предыдущие статьи о нем: