Найти тему
Цельные люди

Не о любви, а об обмане. Повесть и фильм «Барышня-крестьянка». Разбор

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Если кто-то из потомков начнёт знакомство с Пушкиным через фильм «Барышня-крестьянка» 1995 года, снятого по мотивам оригинальной повести, то не обнаружит в нём присутствия гения. Все гениальные работы имеют исходные данные, которыми авторы оперируют согласно известным им законам и на выходе получают одно или несколько закономерных решений, как в уравнении. В повести этот принцип соблюдается, а в фильме грубо нарушен. И даже если фильм снят по мотивам, предполагающим неточности в нюансах, то искажения по итогам оказались настолько грубыми, что даже отсылку к Пушкину делать неуместно. Здесь просто скопировали сюжет и снабдили в конце зрителя пустой иллюзией, искоренив из оригинала логику, глубину и здравый смысл.

Произведение не может закончиться тем итогом, который показан в фильме. Такую перспективу может достроить человек, не понявший жизнь. Опытный человек, знающий жизненные расклады, будет выбирать только между двумя возможными сценариями.

Концовка фильма сильно исковеркана и перекошена. Начиная с момента, когда Берестов младший приближается к дому Муромских для объяснений, начинается беспардонная подтасовка оригинальной сюжетной линии на фантастическую вариацию. Будто бы Алексей ещё, будучи у крыльца прилучинского особняка, обо всём догадывается и очень этому рад, а Лиза для приличия слегка сопротивляется, но в целом тоже счастлива, а потом Муромский их венчает. Такая концовка вызывает сильный диссонанс именно своею наивностью и отсутствием опор для такой развязки. Даже актёры в заключительных сценах выглядели совсем неубедительно.

На чём же закончил А.С. Пушкин взаимоотношения главных героев?

Лиза вздрогнула, подняла голову, закричала и хотела убежать. Он бросился ее удерживать. «Акулина, Акулина!..» Лиза старалась от него освободиться...
Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку.

Здесь ключевым обстоятельством является то, что Алексей во время этой встречи ни разу не назвал Лизу по имени, а продолжал всё время называть её Акулиной. Кроме того, сама Лиза в этих новых обстоятельствах также не смогла в Берестове распознать объект своей любви.

Пушкин сознательно не стал дописывать развязку, потому что фактически были предпосылки для двух вариантов. Чтобы разобрать их, важно сделать анализ повести и оценить, чем были движимы Алексей и Лиза, когда приняли участие в своём любовном спектакле.

Дочери англомана Муромского было семнадцать лет. Росла Лиза без матери и воспитывалась иноземкой с сомнительной репутацией, которая дважды в год перечитывала один и тот же пошлый роман. Отношение Пушкина к англичанке мисс Жаксон читается отчетливо, особенно в выражении «чопорная девица». Кроме того

...За Лизою ходила Настя; она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня...

Отец воспитанием дочери не занимался, а давал ей только роскошь на английский манер.

Она была единственное и следственно балованное. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца…

Таким образом, Лиза выросла и стала закономерной версией самой себя, то есть взбалмошной и ветреной девушкой, которая, чтобы хоть как-то развлечь себя от разъедающей тоски, выдумывала развлечения и шалости. Можно её винить за это? Нет, но всегда важно иметь понимание, какой механизм движет такими людьми по жизни.

...Алексей был в самом деле молодец…явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы… Барышни сходили по нем с ума....

Эдакий «герой модной таинственной повести», весь такой загадочный, скрывающий в своём сердце нечто неведомое и недоступное для других. Примечательно, что ежели, человек начинает жить с таким напускным флёром загадочности в себе и транслировать это в окружающее пространство через манеры, взгляды, фразы и прочее, то все остальные будут подсознательно чувствовать это как магнетизм, и будут со рвением зверя стремиться проникнуть глубоко в душу, чтобы изучить её до донышка.

«Светские дамы давно разочаровали его… навык света скоро сглаживает характер и делает души столь же однообразными, как и головные уборы». Одним словом, столичные дамы сами точно такие же, как и он и, конечно же, не дают каких-либо эмоциональных реакций на подобные таинственные провокационные выпады. Они одного поля ягоды, вот и не интересны друг другу. Если не видно ценности, то и охота бессмысленна. Что же говорить о деревне, где наивные девушки не искушенные, поэтому и эмоциональный кладезь в них сохранился в первозданном виде. Готовы они и очаровываться и душеньку свою отдать удалому барину, чтобы потом век сохнуть от любви. Много среди них тех, кто по неопытности с радостью отдаст свою горячку, и всю жизнь будет с тоской вспоминать эту мимолетную яркую вспышку жизни.

...Да что еще выдумал! Поймает, и ну целовать! ...

Вот оно удальство богача-красавца. Ловить дворовых девушек во время игры и целовать. Это желание кружить головы, чтобы у наивной девушки эмоций на полжизни хватило, а как и что с ней дальше будет, это уже не важно. Важно чтобы удалого барина век помнила, а от будущего мужа пусть остаток жизни нос воротит. Для таких людей в принципе важно подчинить и замкнуть на себе чью-то живую суть, чтобы она потом при одной только мысли о своём хозяине стремительно фонтанировала в чужое русло. Фактически это магия и колдовство на бессознательном уровне. Это своего рода тонкий элемент расчеловечивания и дальнейшего оскотинивания. Такая женщина в будущем будет грезить в фантазиях о человеке, который и думать о ней забыл, а мужа своего будет уравнивать со своей образовавашейся душевной пустотой, направляя его вектор на тот свет. Вот чем занимался Алексей, если слишком глубого копать.

Итак, встретились два хищника, если отбросить прочь всю шелуху. На старте знакомства Лиза была движима исключительно любопытством и азартом. И единственным способом удовлетворить свои потребности она нашла в том, чтобы пудрить мозги Алексею, примерив на себя образ крестьянки. Чего только не придумают люди со скуки. Вот и Лиза вздумала себя развлечь в очередной раз захватывающей ложью, но разве она могла знать, что весь этот обман затянется надолго и будет качественно редактировать другого человека? На самом деле ни один человек не задумывается над этим, замышляя обман. Эти процессы бессознательные и управляемы внутренней тоской или уместнее сказать пустотой.

А.С. Пушкин также аккуратно подчеркивает происходящее:

... сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой...
... Она в мыслях повторяла все обстоятельства утреннего свидания, весь разговор Акулины с молодым охотником, и совесть начинала ее мучить. Напрасно возражала она самой себе, что беседа их не выходила из границ благопристойности, что эта шалость не могла иметь никакого последствия, совесть ее роптала громче ее разума...

Совесть стала в ней кричать, что мол довольно подло обводить вокруг пальца другого человека, который к тому же настроен искренне и, так сказать, со всею душою. Она чувствовала, что происходит что-то противоестественное и нехорошее по отношению к другому человеку, но уже не могла остановиться. Её внутренняя тьма зажигала в мыслях обратную рационализацию и убеждала её в том, что могут быть последствия и важно продолжать эту игру, которая непонятно чем закончится.

Сказать по правде, Алексей по праву заслужил подобную участь, ведь он и сам был не прочь лакомиться другими людьми как разносолами, вот и попался на крюк подобно рыбе.

“Он говорил языком истинной страсти и в эту минуту был точно влюблен”
“Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, всё помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою; а Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смела надеяться на взаимное примирение”.

Иными словами, каждый шёл на эти отношения, прекрасно понимая, что это игра, которая однозначно закончится одним разбитым сердцем и одним удовлетворённым тщеславием. Каждый понимал, что двух победителей не будет, так как разыгрывается только один приз, но каждый при этом надеялся, что сам точно останется цел. И это закономерное решение задачи, у которой нет других решений, как ни крути.

... К тому же самолюбие ее было втайне подстрекаемо темной, романическою надеждою увидеть наконец тугиловского помещика у ног дочери прилучинского кузнеца...

Вот чем руководствовалась Лиза. Неужели можно хоть на мгновение подумать, что она, движимая такой целью, будет влюбляться в человека, которого она своею ложью системно и методично превращала в валенка? Состояние влюбленности в ней поддерживало возможность обманывать. Иными словами, обманывала не потому что любила, а любила, чтобы обманывать. В обмане её выигрыш.

...он с нетерпением ожидал появления хозяйской дочери, о которой много наслышался, и хотя сердце его, как нам известно, было уже занято, но молодая красавица всегда имела право на его воображение...
....Алексей размышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. Он решил, что холодная рассеянность во всяком случае всего приличнее и вследствие сего приготовился. Дверь отворилась, он повернул голову с таким равнодушием, с такою гордою небрежностию, что сердце самой закоренелой кокетки непременно должно было бы содрогнуться…

Это заведомо холодное пренебрежение другим человеком, зачем оно?

После этого только можно добавить, как он к людям, так и они к нему. Дурит Алексей людей, вот и получает в ответ от общего человеческого разума голодную собаку в виде лживой Лизы под стать себе самому.

... Алексей продолжал играть роль рассеянного и задумчивого. Лиза жеманилась, говорила сквозь зубы, нараспев, и только по-французски...
...Что тебе вздумалось дурачить их? ...

Называет вещи своими именами отец Лизы, но совесть Лизы уже молчит, её уже давно вытравил тот обман, которым она занимается.

....Алексей божился ей, что она лучше всевозможных беленьких барышень, и, чтоб успокоить ее совсем, начал описывать ее госпожу такими смешными чертами...

На сознательном уровне Лиза скорее всего умилялась, а вот на подсознательном уровне точно дивилась какой же этот Алексей дурень в самом деле. Ложь работает именно так и не как иначе.

...Акулина выучилась азбуке удивительно скоро. Алексей не мог надивиться ее понятливости. На следующее утро она захотела попробовать и писать; сначала карандаш не слушался ее, но через несколько минут она и вырисовывать буквы стала довольно порядочно. «Что за чудо! — говорил Алексей.

И как вообще Лиза удерживала себя от того, чтобы не затрястись от смеха и не выдать себя, наблюдая такие комичные плоды своей работы. Вот оно настоящее самообладание, граничащее с хладнокровием.

Как только этот обман станет явным, вся эта любовная игра мгновенно рухнет. От неё не останется и следа. Будь Лиза бедна, то этот обман был целью для её замужества. А это был обман с целью уничтожения личности и всё зависит только от того, насколько ей это удалось.

Если Алексей потеряет себя в данном отравляющем процессе и окончательно дезориентируется от подобных когнитивных искажений, то Лиза сразу начнёт презирать его и никогда не сойдется с таким безвольным человеком, так как он для неё уже объект. Алексей в этом случае будет для неё также желаем, как прилучинский сторожевой пёс или утварь. И тогда бессознательная цель Лизы опустить другого на более низкий уровень развития была бы достигнута. Это та дельта, которая заполнит ресурсом её внутреннюю пустоту и эгоизм.

А вот если Алексей после всего этого остался ментально целостным и не порушился, то он тут же снимет пелену с глаз и возьмёт реванш, за то, что какая-то девчонка делала из него дурака столь долгое время. В этом случае, у него останется только один выход – это отомстить и вот тогда уже Лиза останется у забитого корыта.

Вот два варианта развития событий, иного не дано. Пушкин, есть Пушкин, глупость не напишет!