Найти тему

Покушение на святое или дань уважения? О режиссере, возрасте актеров и музыке - в обзоре фильма «Онегин»

Оглавление

«Онегин» Сарика Андреасяна стал громкой премьерой марта 2024-го года. Фильм шел в прокате почти месяц, когда я до него добралась. За это время мнения зрителей растянулись между двумя полюсами: кто-то обвинял режиссера в очередном покушении на классику, другие говорили - отличный фильм. Я займу место где-то посередине, но поближе к тем, кто хвалит. И вот, почему.

Фильм мог бы стать отличным. Фото: Кинопоиск
Фильм мог бы стать отличным. Фото: Кинопоиск

«Наши супергерои - в литературе и культуре». Режиссер о своем творчестве

«Онегина» снял Сарик Андреасян - режиссер, продюсер и сооснователь «Кинокомпании братьев Андреасян», поддержавший СВО. В интервью Мадонне Мур он признался, что начинал карьеру с «проголливудских комедий». По его словам, те же «Защитники» - это заблуждение и калька голливудских фильмов. Отсчет своих хороших лент режиссер ведет с «Непрощенного», «Землетрясения» и «Гудбай, Америка».

«Онегина» снял Сарик Андреасян. Фото: Кино-Театр.ру
«Онегина» снял Сарик Андреасян. Фото: Кино-Театр.ру
Последние лет пять я очень успешен <…>. Это все тогда, когда ко мне пришло четкое осознание, где я живу, какую страну я люблю, где я хочу жить, - заявляет Сарик Андреасян.

«Онегина» же продюсер считает своей миссией и хочет, чтобы спустя десятилетия этот фильм обсуждали на уроках литературы в школе. Как говорит сам режиссер, кино снято на высоком мировом уровне и на собственные деньги - государство рублем его не поддержало. В одной из статей на «Кинопоиске» я нашла такую цитату режиссера:

Наша экранизация — дань уважения великому наследию. Нам показалось, что мы не имеем права уводить «Онегина» из классической формы в современную интерпретацию. Это мое режиссерское решение и наше продюсерское желание быть большим, масштабным классическим фильмом. Я делаю это кино не как сиюминутное развлечение, а как полотно, которое останется на десятки лет.

Пушкинский текст языком кино

Экранизировать роман в стихах - задача непростая, даже амбициозная. «Великие люди уже всё сочинили. Наше дело - бережно пересказать» - сказал Сарик Андриасян и, чтобы сохранить оригинальный текст, добавил в картину рассказчика - персонажа Владимира Вдовиченкова.

Владимир Вдовиченков в роли рассказчика. Фото: Кинопоиск
Владимир Вдовиченков в роли рассказчика. Фото: Кинопоиск

Такой ход - не новое изобретение, даже если искать примеры кино по произведениям Пушкина. В 1982 году режиссер Игорь Масленников снял фильм «Пиковая дама», который я нежно люблю и рекомендую. В роли рассказчицы выступила элегантная Алла Демидова.

Алла Демидова в фильме «Пиковая Дама». Фото: https://loversbooks.livejournal.com/935965.html
Алла Демидова в фильме «Пиковая Дама». Фото: https://loversbooks.livejournal.com/935965.html

С каждым появлением в «Онегине» Владимира Вдовиченкова мне вспоминалась грация и тонкость народной артистки РСФСР. А еще я слушала, как читает «Онегина» Иннокентий Смоктуновский в аудиоспектакле 1980-1982 годов. В этой блестящей троице Вдовиченков как чтец стихов, при всем достоинстве и выразительности образа, берёт бронзу.

Не все реплики и крылатые выражения авторы отдали рассказчику. К примеру, про привычку и лукавые уста сказала Ларина, про модные кольца - Зарецкий, а литературные вкусы Онегина и Татьяны осветили сами персонажи при первой встрече.

Частично оригинальный текст перенесли в реплики героев. Фото: Кинопоиск
Частично оригинальный текст перенесли в реплики героев. Фото: Кинопоиск

«Это абсолютно допустимая норма». Каст и возраст

Часть зрителей приписывает несовпадение возраста актеров и их героев к недостаткам фильма. Я привыкла к театральным и кино-условностям, и отношусь к таким нестыковкам спокойно. Однако, что-то внутри меня диссонировало, когда я видела на экране сорокалетнего мужчину и слышала «молодой повеса», «молодость» и т.д. Как и в случае с 28-летней Лизой Моряк. Но стоило репликам уйти от возрастных акцентов, я об этом сразу забывала.

Виктор Добронравов сыграл Евгения Онегина. Фото: sponsr
Виктор Добронравов сыграл Евгения Онегина. Фото: sponsr

В романе Александра Пушкина есть такие строки:

Ужель мне скоро тридцать лет?
Так, полдень мой настал, и нужно
Мне в том сознаться, вижу я.
Но так и быть: простимся дружно,
О юность легкая моя!

Я тоже подбираюсь к своему тридцатчику, и эти строчки во мне вызывают еще больший диссонанс: как это «простимся»? Все еще впереди!

Сарик Андреасян хотел создать понятную современному человеку версию «Евгения Онегина». Режиссер четко обозначил свою позицию: «если наш зритель не ханжа и понимает, как устроено вообще мировое кино, он понимает, что это [несовпадение возраста героя и актера] абсолютно допустимая норма».

Если бы у меня были герои, которым 26 и 17, то было бы ощущение, что мы смотрим фильм «Сумерки» или «Слово пацана». Я не хотел делать кино про подростка, - говорит режиссер. - Сегодня 17 и 26 лет - это довольно инфантильный человек, который не устал от жизни.
Сложно представить на их месте актеров помладше. Фото: Кинопоиск
Сложно представить на их месте актеров помладше. Фото: Кинопоиск

Виктор Добронравов - это точное попадание в образ. Заслуженный артист РФ играет Евгения Онегина и в спектакле Риаса Туминаса в театре Вахтангова. По словам актера, он впервые в жизни готовился к роли больше 10 лет - свет увидел постановку в 2013 году.

Кино – это совсем другой мир, и тот характер, который есть в этом фильме, он очень сильно отличается от того, что есть в театре, – говорит Виктор Добронравов. – Для меня это новый шаг вперед в познании и в исканиях этого образа.
Виктор Добронравов играет Онегина в театре им. Вахтангова. Фото: Театр им. Вахтангова
Виктор Добронравов играет Онегина в театре им. Вахтангова. Фото: Театр им. Вахтангова

Что касается Татьяны, то героине в исполнении Лизы Моряк веришь, хотя в ней поубавилось провинциальной простоты. При первой же встрече с Онегиным старшая дочь Лариной общается с Евгением не как «мечтательница нежная» или «девочка несмелая, влюбленная и бедная». В ней было скорее что-то от Татьяны-княгини, «неприступной богини». Ленский в исполнении Дениса Прыткова мне тоже показался взрослее и серьезнее своего прототипа, но не менее убедительным.

Ключевые сцены оказались самыми слабыми

Я думала, что занесу фильм в список приятных открытий, пока не увидела, как Татьяна пишет то самое письмо. Один из самых знаменитых фрагментов романа ожидаемо должен был стать одной из самых сильных сцен экранизации, но не вышло.

Если говорить о знаменитых письмах героев, то их я бы описал как эмоциональный экшен. У вас будут мурашки на протяжении всего фильма, ведь он особенный во всех смыслах, - обещал Сарик Андреасян.

Все испортила музыка - на зрителя рушится орган и скрипка в оркестре. И хотя скрипку часто ставят рядом со словом «душа», а величавый орган, наверное, должен был добавить переживаниям героини возвышенности и размаха, сцена меня не тронула. В музыке хотелось напряжения, поступательного, томящего накала с оглушающей тишиной в кульминации.

Сцена с письмом оказалось одной из самых слабых. Скриншот: трейлер к фильму
Сцена с письмом оказалось одной из самых слабых. Скриншот: трейлер к фильму

То же можно сказать и о сцене, когда пишет письмо уже Онегин. Неинтересная сама по себе музыка будто бы доделывала работу актеров. А в решающий момент герои торопились, наспех проговаривая стихи и реплики.

Еще одно разочарование - кошмар Татьяны. Дело даже не в музыке и не в том, что медведя не было. Команда слепила дешевый ужастик там, где могла бы быть сцена из психологического триллера.

Кошмар Татьяны получился совсем не страшным. Скриншот: трейлер к фильму
Кошмар Татьяны получился совсем не страшным. Скриншот: трейлер к фильму

Музыка из разряда «чтобы было»

Музыку к фильму написал композитор Георгий Жеряков. Он же - автор саундтрека к «Защитникам» Сарика Андреасяна, мультфильмам «Барбоскины на даче», «Иван Царевич и Серый Волк 4», «Три Богатыря и Пуп Земли» и другим.

Саундтрек к «Онегину» нельзя назвать из рук вон плохим, но есть ощущение, что его написали просто для фона. Я ждала, что музыка будет рисовать образы или станет еще одним рассказчиком. Увы.

Например, когда Татьяна приехала в Москву, фоном звучала та же меланхолия, которую можно приписать переживаниям девушки. А хотелось услышать столицу:

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Может быть, одиночество Татьяны в Москве ярче проявилось бы на фоне другого мотива.

Под конец фильма музыка даже надоедает, особенно этот бесконечный перебор по клавишам фортепиано. Зато я встрепенулась, когда услышала хор девушек «Девицы-красавицы» из оперы Петра Чайковского. Но я нигде не нашла подтверждений этому и даже засомневалось - показалось или нет?

Будто рассматриваешь картину

Режиссер хотел воссоздать эпоху. «Кинопоиск» делится интересными деталями. Например, команда создала более 400 костюмов, около 200 единиц украшений, 120 пар обуви, 180 палантинов и более 30 дизайнерских шляп. Сделали даже больше двух тысяч лампочек с имитацией пламени свечи, вручную отлили латунные дверные ручки аналогичные историческим. Ключевые сцены сняли в восстановленном особняке барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Для съемок в городе построили несколько улиц и воссоздали конюшню и кузницу в Елагином дворце.

Фильм хочется рассматривать, как картину. Фото: Кинопоиск
Фильм хочется рассматривать, как картину. Фото: Кинопоиск

Судить о соответствии эпохе не возьмусь, но взгляд ни обо что не споткнулся. Наоборот, мне было красиво и хотелось рассматривать фильм, как картину. В некоторых сценах ленту будто бы покрыл немного пожелтевший от времени лак, как это бывает на живописных полотнах.

Команда постаралась над эстетикой кадра. Фото: Кинопоиск
Команда постаралась над эстетикой кадра. Фото: Кинопоиск

В фильме поработали со светом. И хотя порой кажется, что яркость и контраст выкручены на максимум, свет подпитывает сюжет и становится продолжением внутреннего мира героев. К примеру, в доме Евгения Онегина он неясный, рассеянный, приглушенный, будто пыльный. А когда Татьяна приезжает в Москву к тетке и садится спиной к окну, ее фигура становится почти черным силуэтом, лишний раз показывая, как ей здесь все чуждо.

Картинка получилась даже тактильная. Все хотелось потрогать: ощутить хлопок платьев, провести рукой по бархатным сиденьям и шершавым деревьям. Когда герои оказывались в поле, то это был не прилизанный луг, а настоящая дикая и даже колючая трава.

Мне хотелось потрогать это платье. Фото: Кинопоиск
Мне хотелось потрогать это платье. Фото: Кинопоиск

Природой можно любоваться - будь то леса, поля и аллеи или черно-белый зимний пейзаж. Единственное, что резало глаза - это невыносимо искусственная Одесса.

Природа в фильме радует глаз. Фото: Кинопоиск
Природа в фильме радует глаз. Фото: Кинопоиск

Что в итоге: «энциклопедия русской жизни» 19 века или покушение на святое?

К Пушкину прибегают разные авторы с разной степенью почтения и трепета. К примеру, если взять оперу Петра Чайковского «Евгений Онегин», то сначала композитор вовсе не хотел притрагиваться к «святой книге». А если посмотреть экранизацию «Евгения Онегина» 1999 года от Марты Файнс, то хочется добавить к вступительным титрам фразу «по отдаленным мотивам», чтобы как-то спасти ситуацию.

Мне нравится Рэйф Файнс, но не фильм, где он играет Онегина. Фото: Афиша.ру
Мне нравится Рэйф Файнс, но не фильм, где он играет Онегина. Фото: Афиша.ру

Конечно, примером «Евгения Онегина» нельзя ограничиться. Пушкин побывал даже полиэтиленовым пакетом: о том, как поэт стал главный героем современной поп-культуры, пишет литературовед-пушкинист Полина Бояркина в статье «Пушкин: наше все, везде и сразу»

Возможно ли экранизировать роман в стихах точь-в-точь? Да нет, конечно. Надо ли? Тоже вряд ли, особенно если фильм предназначен для массового проката и его будут смотреть под хруст попкорна в зале.

Мы пытаемся найти баланс, чтобы фильм был и образовательным, то есть соответствовал тому, что мы читали в школе, и чтобы не оскорбить тех, кто любит это великое произведение, - говорил режиссер в интервью для «Фильм Про». - Немножко сложновато, но эту историю, ментальный код, знают все. Все её захотят увидеть. Это должно быть сделано настолько тонко, чтобы не вызвать хейта, чтобы не говорили, что опять на святое покушаются.

Сарик Андреасян хотел сделать оригинальную историю понятной современному зрителю. По-моему, получилось. Станет ли фильм классикой и будут ли по нему изучать роман и эпоху? Вряд ли, но время покажет. Тем не менее, за бережное, хотя местами вольное, отношение к тексту и ни грамма пошлости во всей картине хочется сказать съемочной команде спасибо.

Станет ли фильм классикой, покажет время. Фото: Кинопоиск
Станет ли фильм классикой, покажет время. Фото: Кинопоиск

Источники:

«У вас будут мурашки!»: Сарик Андреасян рассказывает, как и зачем экранизировал «Евгения Онегина» - статья на Кинопоиске

«Виктор Добронравов снялся в фильме «Евгений Онегин» - статья на Театрале

Сарик Андреасян готовит экранизацию «Евгения Онегина» в стиле «Великого Гэтсби» - статья на Кинопоиске

«Сарик Андреасян, режиссер «Онегина» про кино, уехавших и оставшихся артистов» - интервью Мадонны Мур

«Пушкин: наше всё, везде и сразу» - статья Полины Бояркиной

Сарик Андреасян экранизирует «Евгения Онегина» в стиле «Великого Гэтсби» - статья на «Фильм Про»

Фильм «Онегин» на Кинопоиске

Опера Чайковского «Евгений Онегин» на Belcanto.ru