Найти тему
The Schulger' Notes

«Дюна»: Мои впечатления. Part Two. Джессика

Если первую часть моего обзора я посвятил Полу, то вторую хочу отдать его матери — леди Джессике. Она уж точно является самым многогранным и малопонятным персонажем этой дилогии. Женщина, в которой борются материнская любовь, обязанность монашки Бене Гессерит, а также собственный эгоизм и амбиции. Что за человек сокрыт под этой длинной шёлковой вуалью?

С самого начала Джессика казалась сложной личностью. Со одной стороны она предана воспитавшему её Бене Гессерит. Для них она взращивает Бога, квизац хадерача, над генетическим кодом которого монашеский орден бился тысячи лет. И когда для Пола настаёт день испытания, по первому же приказанию Преподобной Елены Мохайм Джессика ведёт к ней своего сына, зная, что куб Агонии причинит ему множество невыносимой боли.

Но ей тоже больно. Стоя у дверей в залу, которую она должна стеречь, и слыша крики сына, она разделяет эту боль вместе с ним. Страдания Пола причиняют страдания и Джессике. Однако она всё же монахиня, она предана своему ордену, и не может ослушаться самой Преподобной. И всё же однажды она уже пошла против её воли, выносив Пола, хотя ей приказывали рожать только девочек.

Монахини послали её к Лето Атрейдесу как наложницу, Бене Гессерит был нужен его генетический код. Герцог Каладана полюбил её, но Джессика тоже полюбила его, и внемля желанию Лето о наследнике, родила ему сына. Пошла она супротив воли ордена из любви к мужу или её привлекло желание самой воспитать квизац хадерача?

-2

Первый фильм не даёт нам увидеть всю глубину характера леди Джессики, большую его часть она выглядит растерянной, иногда напуганной. Морально она кажется сломленной, но остаётся такой же сильной и собранной физически. Под стать монахине и воину.

Ощущение, что первая картина намеренно нас обманывает, показывая Джессику только как любящую жену и мать, потому что во втором фильме от этой её черты не осталось ни следа. Она без колебаний рискует жизнями обоих детей, как своего первенца, так ещё и нерождённого ребёнка.

Принимая титул Преподобной матери и выпивая кровь священного червя шай'хулуда, Джессика окончательно теряет ту человечность, что была ей присуща ранее. Читая генетический код поколений, Джессика видит будущее, где она становится великой матерью, героиней пророчеств и легенд, чьи дети будут не менее великими, чем она сама. И эта власть — благо подаренное им матерью.

Становясь Преподобной и наблюдая как возвышается её сын над фрименами, в своих видениях Джессика видит как он будет возвышаться над всеми остальными, как он станет высшим существом, воплотив её грёзы о квизац хадераче, зачатого в своей утробе.

-3

И именно Джессика подталкивает сына к мысли о перерождении и создаёт ему для этого все благоприятные обстоятельства. По её воле была подготовлена чаша с кровью червя. Однако мужчина, испивший из неё, заведомо умрёт. Но юный Муад'диб должен это сделать, это необходимый риск. И умирающий Пол уже не столь сильно трогает сердце Джессики как тогда, когда он отправился на испытание кубом Агонии. В её лице слишком много безразличия к участи сына, которого Лето завещал оберегать.

Джессика достигает могущества, её будут почитать за то, что она произвела на свет сына, который стоит над всеми. Она становится вторым самым важным человеком во вселенной. И только благодаря ей Рай для фрименов перестаёт быть просто мечтой.

Натура леди Джессики, хоть и сложна, но она всегда остаётся искренней в своих мотивах, а спорные для вас моменты на самом деле были порождением одновременно её любви и ответственности. Джессика родила Пола из любви к герцогу, но углядела в этом и шанс воспитать квизац хадерача. Стоя за дверью, она боялась и за жизнь сына, и за судьбу их Бога.

Джессика любила мужа, любит и своих детей. Но любит одновременно и как мать, что желает величия для своего дитя, и как религиозный фанатик для которой юный Пол сначала квизац хадерач, и только потом сын.

-4