Художественная обработка металла традиционно была одной из ведущих специализаций выпускников Строгановки. Деятельность Строгановского училища на протяжении всего периода его существования была тесно связана с художественной промышленностью России. Студенты проходили летнюю практику на фабриках московского региона, выпускники становились художниками и мастерами на предприятиях фирмы Фаберже, Оловянишникова и других, а преподаватели совмещали педагогическую деятельность с творческой работой на крупных ювелирных фирмах. В 1945 году, после воссоздания МВХПУ, кафедра «Художественной обработки металла» была в
числе первых возрожденных в Строгановке. С этого времени был взят курс на подготовку специалистов широкого профиля по художественной обработке
металла, от ювелиров до монументалистов.
Первым заведующим кафедрой металла стал З.Н. Быков. Он собрал методические материалы, разработал первые учебные планы, осуществил
подбор высококвалифицированных преподавателей и мастеров. К педагогической работе были привлечены многие бывшие воспитанники Императорского Строгановского училища — профессор Ф.Я. Мишуков, доцент Ф.П. Козлов, некогда работавший художником на фирме Фаберже; доцент Л.X. Рапник.
На кафедре работали такие крупные специалисты, как доцент В.П. Петров, профессор А.В. Флеров. Продолжая традиции Строгановской школы, для практического производственного обучения студентов были организованы чеканная, граверная, монтировочная, гальванопластическая, литейная и кузнечная мастерские.
Формирование художника по металлу начинается с изучения и анализа конструкции произведений русского, западноевропейского, либо восточного художественного металла (кованых изделий, посуды, ювелирных украшений) из коллекции музея университета. Обмеряя музейные экспонаты, студенты обучаются основным принципам графического изображения, композиции, передаче объема и материальности предметов, а также черчению, компоновке и написанию текстов. Одновременно с изучением наследия, учащиеся приступают к проектированию изделий из металла. Охватывается широкий диапазон тем — от значков, плакет, медалей, подсвечников — до монументальных вставок для интерьера и внешнего декорирования зданий, отдельно стоящих парковых композиций в заданном архитектурном пространстве. Подготовка студентов кафедры металла проводится на основе органического соединения практической работы в производственных мастерских с теоретическими курсами лекций по «Пропедевтике», «Технологии», «Конструированию», «Материаловедению», «Истории художественного металла», «Истории орнамента», «Истории декоративно-прикладного искусства». Стремление к обновлению художественного языка, неожиданность декоративных решений, новизна технических приёмов являются неотъемлемыми чертами курсовых и дипломных работ студентов кафедры «Художественного металла».
#наука
#история
#искусство
#Строгановка