Найти тему
ПРО ДВИЖЕНИЕ

Тайна монумента в Подмосковье

Когда я разыскивал информацию о 2-м отдельном пермском батальоне, то узнал, что он действовал в составе подвижной группы 30-й армии, совместно с 19- лыжным батальоном из Горького. Об этом батальоне тоже известно не много. Им командовал старший лейтенант Кузнецов. О действиях этих двух батальонов я рассказал во второй части очерка «Они защитили Москву». Но в этой заметке хотелось бы остановиться всего на одном бое.

-2

Некоторые подробности действий лыжного батальона (в тексте имеется в виду 19-й лыжный батальон) описаны в воспоминаниях бывшего лыжника В. К. Кузьмичева «1941 год он встретил студентом Московского инженерно-строительного института. В сентябре, перейдя на четвертый курс, на комсомольском собрании будущий строитель объявил о своем намерении идти на фронт. Немцы подходили к Москве, и после небольшой военной подготовки Владимир Кузьмичев был мобилизован в лыжный батальон Первой ударной армии, защищавшей столицу. Московские студенты – сталинские стипендиаты, спортсмены и просто отличные ребята – вот состав батальона. Спортивная подготовка была на уровне далеко не у всех, экипировка оставляла желать много лучшего, но патриотизм и желание победить врага вели их в смертельный бой.

-3

Первая военная операция лыжного батальона на станции Морозки, по Савеловской дороге, не удалась. Новоиспеченные солдаты должны были перейти канал имени Москвы и проникнуть в расположение немцев. Второй бой состоялся через несколько дней под Дмитровом. Лыжникам нужно было ночью съехать с огромной горы и захватить мост. Но высоту огромного склона могли одолеть лишь опытные горнолыжники. Немцы в упор расстреливали вчерашних студентов. Снег густо обагрился кровью…

И лишь третья операция была организована по всем правилам военного искусства: лыжному батальону удалось застать врасплох немцев, ночующих в деревне Настасьино. Это был первый успех молодых бойцов.

После этого батальону поручили выполнение особого задания в немецком тылу. Марш-бросок продолжался два дня, и на станции Решетниково впервые близко столкнулся с теми зверствами, которые учиняли оккупанты.

а следующий день батальон получил приказ освободить от немцев другую деревню – Подорки. Из 560 человек 234 остались лежать на снегу, но солдаты выполнили боевое задание.»

-4

-5

Это единственное свидетельство очевидца о судьбе лыжников. В списках боевых потерь подвижной группы эти погибшие солдаты почему-то записаны, как пропавшие без вести. После этого боя подвижная группа и два лыжных батальона продолжили свой рейд. Погибших лыжников очевидно хоронили тыловые похоронные команды. Солдатских книжек в 1941 году еще не было, а «смертные» медальоны встречались далеко не у всех. Да и некогда их было искать похоронной команде. Так и захоронили лыжников в братской могиле под деревней Подорки без указания фамилий. Здесь похоронены бойцы и командиры Красной Армии, погибшие в боях за деревни: Подорки, Степанцево, Некрасино, Васильково, Крутцы, Александрово, Новоселки, Глухино, Владимировка. Всего 55 известных и 237 неизвестных воинов. В 1970г. в результате проделанной Клинским горвоенкоматом работы по выявлению имен погибших, на братской могиле в деревни Подорки установлена мемориальная доска с именами захороненных бойцов и командиров. Красной Армии. Публикую списки известных фамилий. Быть может кому- то повезет найти среди них своих солдат.

Что касается 237 неизвестных – это с большой вероятностью лыжники 19-го отдельного лыжного батальона из Горьковской области.

© А. Овчинников

-6

-7