В 1612 году нижегородское Народное ополчение, руководимое Мининым и Пожарским, спасло Россию от гибели, освободив Москву от польско-литовских захватчиков. Через 200 лет народные ополчения, которые формировались по уездам России, сыграли большую роль в достижении победы над Наполеоном Бонапартом. И вновь неувядаемой славой покрыли себя нижегородские ополченцы.
МАНИФЕСТ АЛЕКСАНДРА I
25 июля 1812 года предвещало на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде жаркий торговый день, но последовавшие события изменили расписание торгового центра России. По окончании Божественной литургии, перед началом молебна присутствовавшим в соборном храме дворянам и уездным предводителям дворянства был зачитан «Всемилостивейший манифест» государя-императора Александра I, в котором был призыв к объединению всех русских людей перед лицом внешней угрозы и созданию народного ополчения.
После молебна все дворяне и уездные предводители дворянства собрались во временной резиденции нижегородского предводителя дворянства на ярмарке, где учредили положение о Нижегородском ополчении и открыли подписку на пожертвования для вооружения новых сил на защиту Отечества.
ВСЕМ МИРОМ
В первый же день в комитет пожертвования поступило для нужд ополчения от московского купца Никифора Старикова 20 тысяч рублей и на 20 тысяч рублей сукна. Купец города Вольска Расторгуев пожертвовал 50 тысяч рублей. Вносили свою лепту и балахнинцы, причем не только купцы, но и крестьяне. Купец из Балахны Петр Заев пожертвовал 1000 рублей, крестьянин Яков Федоров – 20 копеек, Петр Железов – 10 копеек, Павел Голованов – 5 копеек.
Всего в комитет пожертвования поступило от Балахнинской городской думы 3855 рублей, от жителей Балахны – 1570 рублей. К концу августа 1812г. на формирование и содержание Нижегородского ополчения со всей губернии поступило 273 272 рубля 12 копеек.
2 августа 1812 года на Базарной площади, рядом с Вознесенским собором, в доме присутственных мест собралось уездное собрание, где был зачитан манифест о создании ополчения. В резолюции собрания было отмечено: «Дворяне Балахнинского уезда, выслушав Высочайший Манифест о сборе новых сил внутри государства, полагаем с каждых ста душ четырех человек, с тем, чтобы одеть и снабдить всем нужным, кроме оружия и на продовольствие, когда ополчение востребуется к выступлению из губернии, полагаем на содержание их провиантом и жалованьем по рублю внести с души. Ежели же востребуется, что сверх всего пожертвования, то готовы принести на защиту Отечества пожертвования не только своим достоянием, но и собою».
ПИКИ И ДРОТИКИ ВМЕСТО РУЖЕЙ
После обращения императора к народу принимается решение о скорейшем образовании ополчения 3-го округа под командованием графа Петра Алексеевича Толстого. В него войдут ополчения Нижегородской, Костромской, Симбирской, Казанской, Вятской, Пензенской губерний. Командующим Нижегородским ополчением назначили князя Георгия Александровича Грузинского.
С первого сентября 1812 года начат был набор воинов в ополчение 3-го округа. Командующему ополчением графу Толстому предписывалось собрать вверенные ему войска и находиться в непрерывной связи с командующими армиями.
Организацией отряда для народного ополчения в Балахнинском уезде руководил первый предводитель уездного дворянства Лука Иванович Серебренников – отставной офицер, участник Русско-турецкой войны 1772-1774 гг.
Воины ополчения, в том числе и балахнинцы – 938 пеших и 49 конных, были вооружены только одними пиками и дротиками, спешно изготовленными на заводах Баташева. Арзамасский купец Попов обеспечил все ополчение сапогами.
На 17 октября 1812 года ополчение 3-го округа под командованием графа Толстого состояло из 46 333 ратников, 70 батальонов, 22 конных сотен, 4 орудий. В Нижегородское ополчение входило 32 928 воинов, 20 батальонов, 5 пехотных полков (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й Нижегородские пехотные полки), один конный полк. В составе Нижегородского конного полка из 5 эскадронов (660 всадников) были 49 всадников из Балахны.
К БОЮ ГОТОВЫ!
Граф Толстой рапортами просил главнокомандующего армиями фельдмаршала Кутузова оснастить ополчение оружием и оставить в его распоряжении приходивших с Урала казаков. По Указу от 8 ноября 1812 года было отпущено 10 тысяч ружей, артиллерия, к округу прикомандированы все регулярные казачьи полки, следовавшие через Нижний из Оренбурга.
Все балахнинцы, поступившие в ополчение, были сформированы в батальоны первого пехотного полка, которым командовал полковник Яков Каратаев. Командование решило, по возможности, воинов Балахнинского уезда не разбивать, ибо подразделения, составленные из земляков, могли быть гораздо более надежными в бою. Все балахнинцы были одеты в кафтаны из русского сукна. Каждому ополченцу было выделено на месяц один пуд и 35 фунтов муки, круп разных – 12 фунтов, соли 2 фунта и жалованье по одному рублю. 49 балахнинских конников влились в конный полк, стоявший в Арзамасе.
В списке дворян, «назначенных в состав военного ополчения от должностей», в числе других, от Балахнинского нижнего земского суда был подпоручик Павел Николаевич Поддубенский. Его назначили командиром эскадрона.
Мы не знаем всех поименно, но можем назвать имена некоторых героев. В ратниках от села Козино значились: Андрей Иванович Баранов, Сергей Иванович Маикин, Михаил Никифорович Ежков, Дмитрий Петрович Карпов, Иван Никитович Пузанов, Иван Васильевич Полушкин, из деревни Ляхово – Василий Захарович Стародубцев, Степан Васильевич Арясов.
ПО ПЯТАМ ЗА НАПОЛЕОНОМ
Указом от 8 ноября было предложено отправить Нижегородское ополчение на левый фланг неприятеля. Но так как армия Кутузова преследовала поспешно отступающего врага, то ополчению графа Толстого предписали следовать на Муром, Рязань, Глухов и Орел и расположиться в малороссийских губерниях.
3 декабря 1812 года ополчение выступило в поход. На подходе к Рязани в штабе было получено новое высочайшее повеление. Планы командования изменились. Графу Толстому было указано не останавливаться в Малороссии, а следовать прямо в Волынскую губернию и расположиться в районе города Житомира. Полк, где находились балахнинцы, дислоцировался в городе Овруче. В 1812 году нижегородцам так и не удалось сразиться с врагом.
Зато в 1813 году полки Нижегородского ополчения покрыли себя славой на полях Европы.
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ
В конце лета 1813 года нижегородские полки дошли до Дрездена в Верхней Силезии и расквартировались в местечке Дубин, балахнинцы заняли позиции у деревни Пляуэн в первой линии обороны.
5 октября ополченцы приняли боевое крещение. Батальон балахнинцев под командованием майора Токарева (в сражении под Дрезденом награжден орденом Святой Анны 2-й степени) прикрывал артиллерию, состоящую из 14 орудий. Батарея находилась на высоте у деревни Пляуэн и занимала выгодное положение по отношению к французам. Французы при выходе из леса на открытое пространство были встречены артиллерийским огнем. К вечеру 6 октября неприятель выставил свою батарею из 18 орудий и открыл беглый огонь по русским позициям, но наши артиллеристы ответным огнем уничтожили три вражеские пушки и заставили французов откатить свои орудия с занимаемых позиций. В это время кавалерия французов решила обойти русские войска с флангов. До прихода конного Нижегородского полка их встретил балахнинский пехотный батальон и меткими выстрелами расстроил ряды нападавших.
Французы скрылись в лесу, отказавшись от дальнейшего наступления. Неприятель потерял одними пленными 10 офицеров и полтораста нижних чинов. Из состава балахнинского пешего батальона было ранено 20 человек. Ранение получил и подпоручик Поддубенский. Он прикрывал с конным отрядом наши орудия и первым врубился в неприятельский фронт.
НЕ ВСЕ ВЕРНУЛИСЬ С ПОЛЯ БОЯ
Последняя атака французов на ряды пехотных батальонов была предпринята ночью 25 октября. Потери наших войск были большими. Из 938 пеших воинов осталось в живых 422 человека. В числе убитых в сражении под Дрезденом выходцы из крестьян Балахнинского уезда: урядник Семен Попов, Иван Бирюков, Иван Лебедев, рядовые – Андрей Малафеев, Яков Гусев, Федор Прохоров. Умерли от ран в Дрезденском госпитале: нестроевой Дементий Горев, Лукоян Карпов, Василий Бирюков.
По окончании боевых действий целый год возвращались ополченцы в родные места. У Мурома балахнинскому отряду был прочитан Указ Сената о роспуске ополчения по домам.
20 ноября 1814 года Балахна встречала своих земляков колокольным звоном и выпавшим первым снегом.
(По материалам архивных документов Центрального архива Нижегородской области, ГАНО, г. Балахна, статьи Ю. Петуненкова «На защиту Отечества» в газете «Рабочая Балахна» №63,68, 1973г.)
Подготовил А. СОЛОВЬЕВ