В преддверии Дня материнства, 5-6 апреля, перед ереванским зрителем в образе величайшей оперной дивы Марии Каллас предстанет прекрасная российская актриса и телеведущая Сати Спивакова.
Премьера спектакля "Канарейка" московского "Театра наций" пройдет в Русском драмтеатре им. Станиславского. Затрагивая историю любви Каллас и греческого миллиардера Аристотеля Онассиса, она поведает о последних двух днях жизни певицы. Зрители станут свидетелями неизвестных ранее фактов ее личной жизни, рассказанные близким другом певицы и директором всех ее звукозаписей. Он же, кстати, долгое время во Франции был импресарио дирижера Владимира Спиваково, супруга Сати.
«Можно сказать, я знала Каллас через одно рукопожатие. Благодаря Мишелю мне стали известны многие детали жизни великой исполнительницы, и мы использовали их, работая над пьесой Марии Варденко, - рассказала во время пресс-конференции Сати Спивакова. – Он был в числе первых, увидевших Каллас после смерти. Мы вложили в уста одного из персонажей его слова, сказанные мне лично: «Она лежала с заплетенной косой, прекрасная, похожая на сказочное существо».
После смерти Онассиса Каллас стала абсолютной затворницей. Ей было неинтересно жить. До сих пор не ясно, отчего она умерла. На этот счет есть масса спекуляций. Официальная версия - острая сердечная недостаточность. Но в последние годы она принимала много транквилизаторов, снотворных.
Да, в какой-то момент у нее были проблемы с голосом, в частности потому, что она много и интенсивно пела, не щадя себя. Она на два года ушла со сцены и решила, что будет не петь, а любить. Но потом вернулась и имела большой успех.
Как рассказывал Мишель, голос у нее был замечательным всегда, но у нее сдали нервы. Особенно после свадьбы Онассиса на Жаклин Кеннеди, о которой она узнала из газет. Ей казалось, что за пределами квартиры все взгляды будут направлены на нее, от этого она замкнулась, и замолчала, ей даже звук было страшно издать. Она до последнего дня пытаясь восстановить форму, говорила, что голос есть, но нервы уже не те. "Все ждут от меня чуда, а я же не могу больше творить чудеса..." - говорила она
Сходство и отличие
Для того, чтобы войти в образ органично и воплотить его на сцене, Сати Спивакова просмотрела почти все интервью известной певицы на разных языках. Имея иную судьбу, нашла ли она что-то общее между своим характером и ее героиней?
«Есть главное отличие - я не гениальна, как она! А сходство... По характеру, мне кажется, Каллас была очень чувствительна и зависима от мнений окружающих, болезненно на них реагировала. Несмотря на свое величие, на диву, как ее называли, «la divina» - божественная, она была человеком очень неуверенным в себе. Не знаю, хорошо ли все это для женщины, но ее я понимаю, потому что во мне это тоже есть. И еще она никогда не забывала о своих корнях, и в этом мы с ней похожи. Она всегда говорила, что гречанка, хотя имела американский паспорт. При этом была космополитом».
«Канарейка» - это размышления на тему потери дара свыше, если артист отказывается от него ради любви и личной жизни. "Включается механизм. Артист начинает терять свой дар, и талант. Постепенно он оказывается один на один с этой трагедией. Для нас это попытка исследовать природу такого явления", - сказал режиссер постановки Дмитрий Сердюк.
Возвращение на сцену
50 лет назад, именно в русский театр им. Станиславского, где состоится спектакль, двенадцатилетняя Сати вместе с мамой и папой музыкантом Зарэ Саакяном пришла на спектакль к другу семьи, дяде Саше (худруку театра Александру Самсоновичу Григоряну – Ред.). Именно тогда она решила стать актрисой. Но замужество определило огромную паузу в профессии. На сцену она вернулась благодаря известному театральному режиссеру Роману Виктюку, который создал для нее моноспектакль "Нежность" в 2014 году. Затем ее пригласил Евгений Миронов сыграть в двух спектаклях «Театра наций».
Миссия
И все же нынешний визит Сати Спиваковой в Ереван - это не только спектакли. Пройдя сама через онкологические испытания, актриса с подарками навестила детей, получающих лечение в отделении онкологии Гематологического центра им. Йоляна в Ереване. По ее просьбе ребятам показали кукольный спектакль. Директор фонда City оf SmileЭстер Демирчян вручила ей грамоту Посла доброй воли благотворительного фонда City оf Smile.
7 апреля в Центре современного искусства «Гефесчян» состоится встреча Спиваковой с деятелями искусств Армении. Обсудят культурную дипломатию, как средство международной связи и коммуникации. Модератором встреча станет журналист Александр Ливергант, а перед собравшимися выступит джазмен Гарри Кеосаян и его бэнд
Яна Авчиян