время чтения: ~ 4 мин 30 сек
Старая Русса в летописях обозначалась как «Руса», прилагательное «Старая» было добавлено лишь в XV веке: город присоединили к Московскому княжеству, где уже был городок с названием «Новая Русса». Русса — одно из древнейших славянских поселений в Приильменье, датируемое X веком, и расположенное на пути «из варяг в греки», главной торговой артерии того времени. Сейчас это третий по величине город Новгородской области, значительную часть которого занимает бальнеологический курорт с минеральными источниками, один из лучших российских курортов XIX века. Традиционная многовековая добыча соли, приносившая несметные богатства рушанам, в настоящее время уже не ведётся.
Известно, что в XVI - XIX самыми крупными и богатыми добытчикам соли в России были Строгановы, и что фактически они, наряду с металлургическими магнатами Демидовыми, были хозяевами Урала., Однако, менее известен тот факт, что в Северо-Западной части России почти тысячу лет существует город, вся жизнь которого связана с солевым промыслом.
Это город Старая Русса.
Он расположен вблизи южного берега озера Ильмень, на территории новгородской области. На противоположном северном берегу находится и сам областной центр — Великий Новгород.
Если посмотреть на карту, то будет заметно, что центральная часть Старой Руссы находится приблизительно в 15 км от нынешней береговой линии Ильмень-озера. Исследователи полагают, что это результат постепенного обмеления озера, и во времена основания города вода плескалась у самых его стен.
Первые летописные упоминания о городе относятся к 1167 году, его и принято считать официальной датой основания Старой Руссы. Археологические раскопки подтверждают, что в этот период уже существовали развитые центры ремёсел, на обширной площади сложилась плотная застройка, а улицы были покрыты деревянными мостовыми. Современные раскопки в старом городе обнажили 26 ярусов таких мостовых в культурном слое! Это почти столько же, сколько и в Великом Новгороде.
Но все-таки, с момента первых поселений и до настоящего времени не ремёсла, а именно соль являлась как источником процветания города, так и его главной бедой. В те времена соль ценилась практически на вес золота, и была востребована на всей территории средневековой Руси, частично шла на экспорт. Поэтому всем сильным мира того хотелось прибрать к рукам такое достояние. Тем более, что вначале не нужно было нести каких-то особых затрат на добычу. Соляной раствор буквально сам вытекал из земли, его выпаривали, сжигая местную древесину, и получали готовый продукт. Впоследствии стали бурить скважины и проводить подземные трубопроводы. Если провести аналогию, то соль фактически являлась «нефтью» средневековья, со всеми вытекающими последствиями.
Много раз за свою историю город был разрушен до основания. И во времена княжьих междоусобиц, и во времена литовских, шведских, татаро-монгольских и, наконец, немецко-фашистских захватчиков. Несколько грандиозных пожаров уничтожали в городе практически все деревянные строения. Последний такой произошёл в 1763 году, после чего восстанавливаться город начал не на пепелище, а на противоположном берегу реки Полисть, являющейся его главной водной артерией.
И каждый раз, словно птица Феникс, Старая Русса вновь восставала из пепла и разрухи, вновь отстраивала свои дома и улицы, и вновь восстанавливала свой соляной промысел.
О размахе производства соли можно судить по следующему факту. Английский посол Джеймс Флетчер писал, что в 1588 году по выплате пошлин Старая Русса была первой среди русских городов. Платежи составляли порядка 18 тысяч рублей, это в полтора раза больше, чем платила Москва и в три раза больше, чем Новгород.
В 1693 году Старую Руссу посещает Петр I. Со свойственным ему государственным мышлением он выносит выгодное и для рушан, и для казны решение о монопольной торговле солью и, заодно, примечает годные для кораблестроения дубовые леса в окрестностях города. Вводит запрет на использование их в качестве топлива для солеварен, а на заготовку древесины назначает своего сына Алексея.
Русса, наряду с Петербургом, Москвой, Новгородом и Псковом, становится одним из самых богатых и процветающих городов России. Однако, к началу XIX века, конкуренция на соляном рынке усилилась. И, хотя объёмы добычи соли достигли своего исторического максимума, качество готового продукта не выдерживало сравнения с другими производителями. В местной соли было слишком много примесей и, в конце концов, сами жители стали покупать и употреблять привозную соль, продолжая при этом производство собственной. Такая ситуация неизбежно вела к постепенному прекращению промысла.
Случилось так, что по служебным делам Старую Руссу посетил известный врач и исследователь целебных свойств минеральных вод Фёдор Петрович Гааз. До этого он уже проделал большую работу по организации лечения местными водами в Железноводске и Ессентуках, а 1811 году выпустил книгу, вызвавшую повышенный интерес учёных и практикующих врачей. Его знания и опыт пригодились и на новом месте. Он высоко оценил целебные свойства старорусских источников, о чем и написал в своем отчёте, который до поры до времени оставался без внимания специалистов. Кстати, за глаза Фёдора Петровича называли «святым доктором», и на надгробном камне было высечено его завещание: «Спешите делать добро!», ставшее крылатым выражением.
Лишь в 1828 году военные врачи обратили пристальное внимание на целесообразность строительства здесь военного госпиталя и санатория. Начались первые работы по расчистке и разметке территории на месте, где ранее находился Петропавловский монастырь, основанный ещё в XIII веке. Но окончательно вопрос о строительстве ещё не был решён. К тому же, вскоре, началась эпидемия холеры, а в 1831 году прогремело на всю страну восстание военных поселенцев в Старой Руссе. О масштабах этого события можно судить по тому, что через год, после подавления и суда над бунтовщиками, было осуждено 2667 человек, а тысячи жителей города были переселены в другие губернии.
И, наконец, в 1834 году началось строительство полноценного курорта для лечения военнослужащих. Здесь стоит упомянуть об интересной истории. Женой Александра I была Елизавета Алексеевна, урождённая принцесса Луиза Баден-Баденская. На её родине уже давно процветал всемирно известный курорт, куда приезжал, на лечение и не только, весь цвет европейского дворянства. Быть может, это обстоятельство как-то повлияло на положительное решение вопроса о строительстве курорта. Неизвестно.
Но и тогда и сейчас курорт в Старой Руссе сравнивают именно с Баден-Баденом.
Первыми пациентами стали солдаты. Постепенно известия о лечебных свойствах воды распространились далеко за пределами Старой Руссы. Уже в сезон 1839 года санаторий принял более тысячи человек.
В 1854 году существовавшее как военный госпиталь, учреждение было передано гражданскому ведомству под руководством графа Муравьёва. Граф продолжил дело расширения здравницы. Именно при нём была пробурена 115 метровая скважина, из которой, на высоту почти 9 метров бил самый мощный в Европе источник минеральной воды. Его так и назвали — Муравьёвский фонтан, который и поныне является символом города.
Наступило время бурного расцвета Старой Руссы, как знаменитого российского курорта и одного из самых благоустроенных городов Европы. Вот некоторые факты из истории города тех лет.
В 60-е годы на лечение сюда приезжают великие князья Владимир и Алексей, а по проекту великого архитектора Бенуа строится первый в губернии театр. Появляются оранжерея, молочная ферма, телеграф, телефон и даже трамвай. К 1885 году здесь насчитывается 7 шоссейных и десятки мощёных улиц, а в1897 году через город прошла железная дорога Бологое – Псков, теперь жителям двух столиц можно было легко добраться до известного курорта. К 1910 году по количеству каменных домов Старая Русса обогнала Новгород. При этом лечение и проживание стоило значительно дешевле, чем на Кавказских Минеральных Водах.
Это обстоятельство послужило пусть не основной, но веской причиной появления в Старой Руссе в 1872 году Фёдора Михайловича Достоевского со своей семьёй. «Ехать было чудесно: озеро Ильмень было спокойно, как зеркало, благодаря безоблачному небу оно казалось нежно голубым, и можно было думать, что мы находимся на одном из швейцарских озёр…» — так пишет в дневник жена писателя, Анна Григорьевна Достоевская. Им обоим нравилась эта спокойная жизнь провинциального города. Впоследствии люди, дома, улочки становились действующими персонажами произведений Фёдора Михайловича.
В последующие 2 года они снимают комнаты на летний сезон у отставного подполковника А.К. Гриббе, потом решают остаться на зиму 1874–1875 годов, сняв комнаты в центре города.
Там они живут до осени, а после смерти Гриббе в 1876 году Фёдор Михайлович принимает решение купить его дом.
В этом доме, единственной своей недвижимости, он и живёт с семьей, практически до самой смерти в 1881 году.
В XX веке Старая Русса сильно пострадала. Революция 1917 года уничтожила многие храмы и монастыри, а за время Великой Отечественной войны от улиц и домов XIX века, да и от самого курорта практически ничего не осталось.
Но жизнь продолжается и город вновь, как и много раз за свою историю начал очередной цикл возрождения. Оно продолжается и сейчас. И хочется верить, что Старая Русса, как и прежде, останется настоящей жемчужиной России.
———