В стране стартовала приёмная кампания по зачислению в первый класс. С апреля открывается её начальный этап, когда можно подать заявление в школы своего района. С 6 июля, если останутся места, родители смогут попытаться записать детей в другие учебные заведения. По критерию не территориальной близости, а образовательной репутации.
Выбор школы сегодня прочно увязан с поступлением в вуз: сильный химико-биологический класс за плечами повышает шансы на диплом престижного медицинского университета, и так далее. Родители к подобному выбору подходят с максимальной серьёзностью. А школы заинтересованы в хороших учениках. Поэтому, несмотря на запрет входного тестирования практикуются эрзац-экзамены для будущих первоклассников в форме собеседования.
Особенно пристальное внимание экзаменаторы обратят на знания в тех областях, по которым в школе созданы сильные профильные классы. А других в 10 и 11-м уже нет – универсальное среднее образование отменено. С 2023/24 учебного года у выпускников девятилетки есть возможность пойти только в профильные классы, с углубленным изучением не менее двух предметов.
Министерство просвещения попыталось компенсировать исчезновение универсальных классов увеличением с 8 до 13 перечня обязательных дисциплин. Теперь в расписание физмат классов вернутся химия и биология, но при существующей нагрузке по профильным предметам их изучение станет формальностью.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования образца 2010 года допускал дифференциацию содержания школьной программы «с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов».
В редакции 2021 года курс на специализацию сформулирован гораздо отчётливее. Появляется термин «профильное обучение». Предлагается модель деления учеников на группы с различным построением учебного процесса – с учётом «образовательных потребностей и интересов» и «общественных и профессиональных целей».
Что это значит? Если буквально, то всем без исключения школьникам предлагается определиться с будущей профессией уже в начале второго полугодия 9-го класса (к марту уже нужно написать заявление в профильный класс и определиться с ЕГЭ). А фактически об этом придётся подумать уже по окончании детского сада. То есть не просто пойти в «сильную» школу, как раньше, а чётко ориентироваться на её основной предметный профиль.
«Ранняя профориентация - система мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию детей, в том числе детей младшего школьного и дошкольного возраста, и навигацию по существующим профессиям и профессиональным областям, подготовку к выбору профессии (с учетом особенностей личности и потребностей экономики в кадрах)» – сказано в паспорте федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Сегодня такой подход стал основным трендом, однако у него есть весьма авторитетные оппоненты. В конце марта в Технопарке подмосковного физтех-лицея имени Капицы прошёл круглый стол «Наука в школе: реальность или иллюзия». Начался он с того, что руководитель одного из предметных направлений технопарка доцент МФТИ Евгений Куликов весьма определенно высказался в пользу универсального среднего образования в школе:
«Школа не должна уходить в сверхспециализацию. Нынешняя история с олимпиадами наглядно показывает мне как преподавателю, в том числе первых курсов МФТИ, то, что я знаю из физики: нож, заточенный на очень небольшой угол, при столкновении с препятствиями может их очень хорошо прорезать, но далее он выходит из строя, как только препятствие становится каким-то другим. Фруктовый нож замечательно будет резать манго, но когда он дойдет до косточки, лезвие затупится. Так и с детьми. Сверхзаточка истощает ресурс поколения».
Звучит логично. Действительно, филологу, чтобы углублённо изучать творчество короля производственного романа Артура Хейли не нужно иметь квалификацию авиадиспетчера или электроэнергетика. Но элементарной школьной физики выпускнику профильного гуманитарного класса будет явно не хватать.
У этой истории есть ещё один аспект. Не будем забывать, что над выбором школы думают не дети, а родители. В условиях насаждения ранней профориентации им придётся вместе с учебным заведением выбирать и всю будущую профессиональную траекторию своих детей. Неминуемо в скором времени актуальным станет термин «навязанное образование». Издержки понятны – кем был бы Ломоносов, если бы пошёл по стопам отца? Занимался морским промыслом, а не наукой.