Мама научила меня невозможному: «Закрой рот и ешь суп!» Эта шутка родилась из вполне серьезного явления, которое называют «противоречивые послания» или «противоречивое воспитание». Когда взрослый в отношении ребенка непредсказуем и непоследователен. Когда одна и та же ситуация может обернуться разговором по душам, поддержкой и заботой или же равнодушием и даже агрессией.
Например, родители говорят ребенку: «Ты мамина радость, папина гордость!» И тут же: «Что ты орешь как ненормальный? Перед соседями нас позоришь!» И ребенок понимает это как: «Я всех подвел. Я не оправдал возложенных ожиданий». И эти качели могут повторяться изо дня в день. Когда маленький человек то «поддержка и опора», то «позор семьи». Эти чувства сливаются и в будущем плохо существуют друг без друга. И уже во взрослом возрасте всякий раз, когда человека хвалят, он вздрагивает и боится потерять эту точку соответствия, он сразу же в одобрении чувствует боль от будущего низвержения с пьедестала.
Любая непоследовательность нарушает формирование причинно-следственных связей. Ребенок учится жить с тем, что последствия его действий непредсказуемы, они зависят от настроения родителя и могут быть любыми. Поэтому нет смысла строить планы или делать логические выводы. Его поведение и следующие за ним события как бы не связаны между собой.
Часто ребенку говорят такую фразу: «Я хочу, чтобы ты был самостоятельным!» И более того требуют от него этой самостоятельности. Но сам этот посыл с подвохом, это так называемая логическая ловушка. Самостоятельность подразумевает свободу действий и выбора, а быть свободным по приказу - неосуществимое требование, парадокс. Во что это выливается? В будущем человек может говорить одно, а транслировать другое. Например, заявлять, что он отличный специалист, но делать это дрожащим голосом с руками, спрятанными за спиной. Или же браться за дела и проекты, которые ему не по силам, идти на неоправданный риск. Потому что не может адекватно оценить последствия своих действий. А еще такие люди часто не могут присвоить себе собственные достижения, воспринимая их как результат случайности.
Самооценка у жертв противоречивого воспитания нестабильна и неадекватна ситуации. Она зависит от внешних обстоятельств процентов на 99. Куда ветер подул, туда поворачивается и мнение о себе - как флюгер, может крутиться на 180 градусов каждые полчаса. Внутренние опоры при этом настолько хрупкие и шаткие, что опереться на них не получается.
В терапии мы учимся «разлеплять» такие понятия как «чувство собственного превосходства» и «чувство собственного достоинства». Первое - ненадежно и поэтому разрушительно, второе - может стать опорой и точкой для нахождения баланса. Не ориентироваться на «все или ничего» - «либо я всех спасу, либо всех подведу», а искать третий более подходящий вариант - «я буду помогать другим, исходя из своих ценностей и ресурсов». В результате работы нам постепенно удается очертить границы так называемой зоны контроля, где становятся понятны границы доступного - здесь я повлиять на ситуацию могу и последствия будут такими-то, а здесь не могу и тогда решаю - стоит мне рисковать, готов ли я к разным вариантам развития событий, или нет.
Управлять кораблем не имея штурвала невозможно, такое плавание мало похоже на увлекательное приключение, скорее на бесконечную катастрофу. Но если все же удается взять над ситуацией контроль, путешествие по океану жизни становится гораздо безопасней и интересней.
Если было интересно или полезно, мне будет ценно ваше «спасибо» по кнопке
▪ Цель моей работы – помочь вам увидеть происходящее с вами под другим углом, получить новые возможности решения старых проблем, выйти из замкнутого круга и обрести силы и поддержку для внутренних изменений.
▪ Работаю очно и онлайн.
Автор: Ольга Сельницкая
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru