Долго ли, коротко ли, а мы продолжаем рассказ об общей линии эволюции мечей в Индии. Скорее долго, чем коротко... И да, лишний раз напоминаю: здесь, как и почти всегда у меня, слово "меч" означает любое длинноклинковое оружие вообще. Для краткости и емкости, потому что некоторым из показанных ниже предметов и нормального русского названия нету...)
Мы оставили наших индийцев, крепко битых греками, примерно на пороге Поздней Античности и Раннего Средневековья. То есть где-то на рубеже III-IV-V века.
Вот это и есть тот переломный период, когда в Индии начинает появляться их знаменитое "странное" оружие. Оружие с клинками причудливых форм, имеющее отчетливо церемониально-религиозное, а не практическое назначение.
Это явление завязано, как всегда, на экономику. На рост производительных сил и увеличение числа ресурсов, а также - на появление новых технологий, позволяющих делать фигурные клинки с очень сложной геометрией.
Когда общество достигает нужной точки в технологическом, экономическом и инфраструктурном развитии, часть ресурсов оно всегда пускает на изготовление вещей, имеющих не материально-практическую, а чисто символическую, знаковую, ритуальную ценность. Так было и будет всегда и везде, это неизбежно, как Ленин. Вспомните хоть историю Церкви - в храмах оклады у икон золотые и с каменьями, высшие иерархи в ризах алтабасных, а тут же, за порогом, крестьянин в рубище землю мотыгой ковыряет.
На алтабас, значит, зарабатывает.
Но мы отвлеклись... Итак, что я имею в виду:
Вот это - примерная модель того, как изменялись индийские мечи с эпохи Гуптов (IV-VI века) и до... Того, что в Европе называется Средневековьем. У Индии Средневековья, технически, не было, потому что не было предшествовавшего ему культурного краха цивилизации, давшей основополагающую модель мироздания. Там была, разумеется, куча войн, переворотов и потрясений (индийская собственная история невероятно богата), но вот события, сопоставимого по масштабам и последствиям для культурного пласта у населения с крахом Рима - для Европы, не случилось.
В общем, не суть важно... На фото выше - отрисовки мечей с индийских архитектурных памятников означенного времени. Подписи могут вводить в заблуждение, поэтому отмечаю: здесь кханда - это тип оружия, а вот Палы, Каджурахо и тем более Орисса - это названия местных империй или регионы или конкретные точки вроде городов или монастырей, в которых были замечены показанные формы оружия.
Только здесь у Носова, который означенные зарисовки привел, некоторая ошибка. Не Вирагал, а Варангал - нечто среднее между крепостью и храмовым комплексом в Юго-Восточной Индии, неподалеку от Ченнаи (бывшего Мадраса). Меж тем понятие "вирагал" у индусов тоже есть - это так называемый "камень героя", культовое место в виде памятника древнему богатырю, совершившему в седые времена вот здесь конкретно, на этой земле, некий подвиг.
Иногда на вирагалах бывают еще и капища. Храмом это зачастую не назовешь, размах не тот... так, капище.
В общем, обратите внимание: причудливость в индийском оружии начинает появляться примерно с VI века н. э., и стабильно присутствует уже в X веке. Серповидные клинки будут сохраняться как ритуальное оружие для обезглавливания жертвенных животных (в основном коров, иногда людей) вплоть до XX века.
Кстати, насчет коров. Часто можно услышать, что вот, мол, в Индии корова - неприкосновенное, священное животное, которое никто не смеет пальцем тронуть, потому что индуизм!
На самом деле - и да, и нет. Ибо индуизма не существует в глобальном масштабе, виде цельной, единой религии как таковой. Де-факто он состоит из огромнейшего числа мелких и крупных сект, течений, верований и т. п. У одних корова священная - у других ни фига не. У третьих да, но на религиозный же праздник преспокойно забивается в жертву. Это опять-таки межнациональный старинный, красивый обычай - на алтарь кладется именно священное животное, имеющее божественный или полубожественный статус. Со взмахом ритуального клинка оно, собственно говоря, не умирает, а отправляется к богу.
Так было у египтян, у кельтов, у греков, у персов, даже у индейцев Мезоамерики. Это, грубо говоря, стандартный протокол развития любой цивилизации, точка, через которую она неизбежно проходит. И у наших предков наверняка было точно так же, тем более славяне многими... одаренными людьми почитаются практически за то же самое, что арии. Потому что Веды (которых почти никто из них не читал). Потому что язык такой был в Ведах - самкрип!))
В общем, подводя итог этой части материала - фактическое разделение на ритуальное и боевое оружие в Индии происходит примерно с X века. От прагматических, функциональных боевых форм отсепарируется оружие сугубо храмового назначения. Первые, боевые формы, продолжают существовать, они никуда не деваются (забегая вперед - и не денутся).
Просто именно с этого момента оружие "против людей" четко начинают отделять от "оружия против демонов". Это опять-таки свидетельствует... Как ни странно - о прогрессе в области духовной мысли и мысли вообще.
Дело в том, что у самых древних людей - у всех народов! - мир сверхъестественный, в общем-то, от мира человеческого почти не отделяется. Да, он другой, но сосуществует совсем рядом с нашим, и методы воздействия на духов, демонов, гоблинов, эльфов, ёкаев, называйте как хотите - они, в общем-то, те же, что и на людей.
Cлавяне могли идол, который "себя плохо вел", благ народу не обеспечивал, плетьми высечь, а если совсем лениться будет - вообще в реку выкинуть, хай плывет до Беловодья.
Один кельтский вождь, у которого сид (читай - бог) жену украл, попросту явился на его холм вместе со своей дружиной, воткнул меч в землю и предупредил: если сейчас супружницу не отдашь - прикажу, и сроют твой холмик ко всем фоморам. Тот помялся-помялся - и отдал. Правда, запомнил, и вождю потом пришлось плохо, эльфы - твари крайне мстительные...
Таким образом, у древних методы воздействия на ирреальное были те же самые, что и на реальное. То же оружие, те же боевые средства. Лишь когда религиозные воззрения доходят до определенной узловой точки в развитии, совершенствуются, усложняются, организуются в систему, когда появляется сама концепция того, что бог или демон - не просто какой-то волшебный гад (как у эллинов, например), а действительно особое, высшее существо - вот именно на этом моменте и появляется особое оружие против демонов. Против нечистой силы. Именно на этом моменте в обществе формируется осознание того, что против сверхъестественного нужны, так сказать, спецсредства.
Особой формы. Особого металла. Особых качеств. Так, традиционно на Востоке - практически везде от Индии до Японии, и в Китае тоже - считалось, что храмовое оружие должно звенеть. Быть звонким. Издавать звон и/или особый свист при взмахе или при ударе по чему-либо (плоскостью, естественно). В Японии эту проблему решали при помощи сложно и тонко выверенной геометрии мечей, специально предназначавшихся для храмов. А в Индии пошли другим путем...)
Вот замечательный объект. Старый - датирован XII-XIV веком (датировка крайне размытая, увы, с этой областью науки в Индии все очень сложно). По обуху расположены петли для колокольчиков или бубенцов. Эфес т. н. староиндийского типа (мы про них поговорим в следующей статье). Материл клинка - бронза.
Вдвойне профит - колокольчики и бронза! Дело в том, что уже много веков спустя после наступления Железного века бронза (или медь) на Востоке приобрела статус сакрального металла. Считалось, что она очень хорошо отпугивает злых духов. В Индии, на Тибете и в Китае из бронзы делалось ритуальное оружие самых разных форм и разновидностей. В Сибири еще в XVI - XVIII веках фиксировалось поверье у аборигенов, что бронзовая рукоять вполне себе стального меча приносит удачу своему хозяину и хранит его от местных абасы. Алмасты (снежного человека, если упрощенно), по верованиям жителей Средней Азии, казахов, джунгар и т.п., можно убить только медной пулей - и так далее, и тому подобное...
К тому же бронза - звенит. Или звонит, если отлить из нее колокол. Колокольный звон тоже, как мы помним, по христианским поверьям непереносим для нечистой силы...)
Вот еще объекты, почти аналогичные первому, но намного моложе и, если не ошибаюсь, стальные:
Хоть и стальные, зато с сохранившимися бубенчиками. Верхний и нижний - ритуальные мечи, посередине - в принципе, боевой клинок. Так называемый "сосун патта" с эфесом староиндийского типа. Смысловой аналог ятагана, хотя и другого генезиса.
Но про него мы отдельно поговорим...)