Как изменилось бизнес-образование в новых геополитических условиях? Какие новые форматы и программы появились в последние год-два?
Меня зовут Татьяна Федорова – руководитель компании по подготовке специалистов «Академия СПЕЦ».
Отвечу на вопрос с позиции работодателя в поиске сотрудника. У нас сейчас открыта вакансия директора. За три дня публикации на сайте мы получили 1,5 тыс. просмотров и более 300 откликов. Я лично изучила более 200 резюме соискателей и сделала определенные выводы.
Среди откликнувшихся мало профессиональных менеджеров. Как и в большинстве профессий, директора сначала получают какое угодно высшее образование, а потом следуют зову сердца. Кандидаты старше 45 лет реже имеют диплом по менеджменту, экономике, бизнесу. У специалистов младшего возраста в резюме есть бизнес-обучение: курсы, дипломы новых институтов на постсоветском пространстве и корпоративных институтов, обучение в тренинговых центрах и центрах по повышению квалификации и, конечно, MBA.
Многие прошли обучение по направлениям психологии, коучинга, развития эмоционального интеллекта и прочих soft skills.
У некоторых кандидатов в резюме отмечено корпоративное обучение: это и программы, которые организации заказывают в тренинговых центрах, и курсы у популярных успешных менеджеров, которые выбрал сам претендент.
После изучения резюме у меня сложилось впечатление, что у соискателей нет предпочтений по отрасли или направлению. Они готовы работать в любой корпорации, в любом малом бизнесе, в любом стартапе – главное, чтобы платили деньги. Претенденты не выбирают специализацию, например, «промышленный менеджмент», «продуктовый менеджмент», «стартап менеджмент», «корпоративный менеджмент» и т.д. Кандидаты рассылают свои резюме во все компании на все должности. Как я понимаю, практически единственный значимый критерий – только заработная плата.
На собеседование я пригласила претендентов, у которых есть образование, MBA и дипломы на основании профессиональных стандартов по управлению бизнесом, утвержденных Российской Федерацией. Если мы посмотрим на эти образовательные программы по всем темам менеджмента, то увидим, что обучение проходит дистанционно, через видеокурсы, онлайн-лекции, общение в мессенджерах. Защита проектных работ и дипломов тоже проходит удаленно, через видеоконференцию. Обучение заявлено как практикоориентированное, но перечислены только видеокурсы, где идет разбор кейсов преподавателей. То есть, это те же самые бренды, те же самые имена успешных бизнес-менеджеров, которые представляют свой опыт. И опять же, в этом обучении нет градации, для кого оно предназначено – для какого уровня и сферы менеджмента. В программе затронуты довольно общие темы. Нет специализации, нет направления, нет понимания предметности.
Из порядка 200 специалистов, чьи резюме я проанализировала, я не нашла ни одного, кто бы четко себя идентифицировал. Специалист не знает кто он. Просто менеджер любого бизнеса любой организации. Большая часть соискателей – около 80 процентов – прекратили повышение квалификации с 2018 по 2020 год. Есть, кто стремится повышать квалификацию собственными силами – таких единицы. И очень много корпоративного обучения и повышения квалификации на тренингах «громких имен».