Рассказы протоиерея Михаила Бурцева - ценный исторический источник о жизни в Тульской губернии во второй половине XIX века.
Михаил Фёдорович Бурцев родился в селе Борятине Богородицкого уезда в 1842 году. Учился в Тульской духовной семинарии, служил священником Воскресенской церкви в Белёве. Кроме церковной и общественной деятельности проявил себя как педагог, историк-краевед и литератор.
В его произведениях поднимаются насущные вопросы: коррупция в консистории, нравственное понимание повседневного быта, проблема социального неравенства. Нас, конечно же, в первую очередь интересуют особенности жизни наших предков и темы близкие к генеалогии.
Сегодня поделюсь небольшим фрагментом из рассказа "Под началом побывал".
Предыстория там такая. Молодой священник Павел Тихонравов не в ладах с епархиальным руководством. Когда-то он отказался брать в жёны дочку благочинного, назвав её модницей и гордячкой. А затем поругался с чиновником-взяточником из консисторской канцелярии. Теперь начальство только и ждёт какой-либо ошибки отца Павла, чтобы наказать его по всей строгости.
Жизнь молодого батюшки непростая, забот хватает. Вот пришёл под вечер крестьянин, просит приехать к больному, чтобы Богу душу не отдал без покаяния. Ночь, пурга, крестьянин со священником сбиваются с пути. Только через несколько часов их находят в сугробе обеспокоенные односельчане. А больной, которого надо было причастить и исповедать, оказался вполне себе здоровым.
Не успел отец Павел отогреться, а к нему снова с просьбой. Теперь в далёкой деревне умирает старушка, но у священника после вчерашних приключений нет сил. Он предлагает немного поспать, чтобы утром пораньше отправиться в путь. Утром выясняется, что старушка умерла ещё вчера, и батюшка никак бы к ней не успел в любом случае.
Диакон же сообщает благочинному, что священник "по нерадению допустил больную умереть без покаяния и потом похоронил ее без судебно-медицинского осмотра". А ещё припоминает, что "есть ещё важная вина священника, который будто бы в его отсутствие повенчал одну несовершеннолетнюю невесту". Начинается разбирательство.
«– Ну-те-ка, – обратился благочинный к отцу Павлу, – отыщите мне метрическую запись о рождении невесты в пятом браке за этот год, дочери крестьянина Переселенкина.
Отец Павел сейчас же отыскал требуемую запись.
– Да эта дочь Переселенкина умерла, – сказал дьякон.
– Как умерла? – возразил отец Павел. – А венчали мы кого же?
– У него была другая с тем же именем.
– Посмотрим.
Отец Павел справился. Действительно, по метрикам оказалось, что у Переселенкина было две дочери с одним именем, и одна из них старше другой была всего только полутора годами, и что старшая записана умершею уже после рождения младшей месяца чрез полтора.
– По духовным росписям, – сказал отец Павел, – в семействе Переселенкина пишется та именно дочь, которая родилась 18 лет тому назад; отец говорил, что невеста у него была самою первою дочерью, а родилась перед Рождественским постом, тогда как младшая, как видно из метрик, родилась в мае. Неужели можно допустить то, чтобы крестьянин не знал, какая дочь у него умерла, старшая или младшая? Очевидно, здесь ошибка в метрической записи умерших. Не угодно ли спросить отца и мать, сколько времени от роду было той дочери их, которая умерла: полтора года или полтора месяца?
– Это даже необходимо, – сказал благочинный. Сейчас же послали за отцом и матерью невесты, и они явились.
– Какая у вас дочь Александра умерла? – спросил их благочинный.
– Вовсе, кормилец, махонькая, – ответила мать, – на сорок третьем денечку Богу душеньку свою отдала. Только что я взяла сороковую молитву и похоронила ее, родимый! Больно уж плоха была, все родимчик ее мучал, сердечную.
– Какая же она у вас была, старшая или младшая?
– А вот за тою, кормилец, родилась, что замуж я отдала. Благочинный удовлетворился этими ответами».
Рассказы Михаила Бурцева - быль или вымысел?
Вот, что пишет Игумен Герасим (Дьячков), доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии: "Употребление в одних случаях настоящих имён, отчеств и фамилий, а в других псевдонимов, указывает на то, что упомянутые в них лица – реальные, не вымышленные персонажи. Иначе, зачем было скрывать подлинные имена лишь нескольких лиц? Рассказы публиковались отцом Михаилом в «Тульских епархиальных ведомостях» во второй половине XIX века, ещё при жизни их героев, именно поэтому в ряде случаев вместо настоящих имён выступают псевдонимы, а географические названия даются в закодированном, сокращённом виде...
Всё говорит о том, что в основе рассказов лежат реальные события прошлого, их текст документален, хотя несомненно и то, что в них присутствует и художественный вымысел. Остается надежда, что когда-нибудь кто-то из исследователей поднимет пласты исторической информации, запечатлённой на страницах архивных документов и публикаций, и на этой основе расшифрует, разгадает подлинные имена людей, названия поселений, рек и дорог. Ключом к разгадке могут послужить сведения клировых ведомостей, метрических книг, карт Тульской губернии и других исторических источников."
Будем пытаться разобраться. Дело это важное и интересное.
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉
Если есть желание узнать о своих предках, напишите мне: poisk.tula@ya.ru
Или заполните Заявку на исследование. WhatsApp: 89166321014
💥Телеграм-канал "Поиск предков: Тульская губерния".
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉