Найти в Дзене
Мекленбургский Петербуржец

🟢🇩🇪📰(+)Süddeutsche Zeitung: «Ближний Восток: «К чему это лицемерие?» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «Ближний Восток: «К чему это лицемерие?» рассказывает, что Германия выступает на стороне Израиля, даже во время войны в Газе. Это раздражает многих людей во всем мире, именно из-за истории Германии. Уровень упоротости: отсутствует 🟢

Министр иностранных дел Бербок несколько раз посещала Израиль с начала войны, как здесь в феврале с премьер-министром Нетаньяху © IMAGO/Thomas Koehler/IMAGO/photothek
Министр иностранных дел Бербок несколько раз посещала Израиль с начала войны, как здесь в феврале с премьер-министром Нетаньяху © IMAGO/Thomas Koehler/IMAGO/photothek

Во всём мире Израиль подвергается жесткой критике за войну в Газе, и даже в Европе существует большая солидарность с палестинцами. А как же понимание того, что «государственный разум» Германии должен твёрдо стоять на стороне Израиля? Взгляд на восток и юг проливает свет на этот вопрос.

Египет

Когда в 2022 году в Веймаре Мохамед Абла был удостоен медали Гёте, он подумал, что это замечательно, «что медаль связала мое имя с именем Гёте». Абла - один из самых известных египетских художников; он учился в Александрии, Австрии и совершил свой прорыв в Берлине в 1980-х годах. Сначала он читал Гёте на арабском, а когда его немецкий улучшился, стал читать и в оригинале.

Спустя всего два года после награждения Гёте-Институтом он перестал считать связь между Гёте и собой уместной и вернул медаль. «Я заявляю о своём возмущении и осуждении официального отношения немецкого правительства к массовым убийствам и истреблению палестинского народа», - пишет Абла в Facebook. Если задуматься, это отношение разделяют, наверное, все египтяне. Его можно услышать в немецких школах, где учителей спрашивают, почему права человека, которые так любит пропагандировать Германия, не распространяются на всех. Это слышат фонды, дипломаты и предприниматели: «Немцы сами пережили множество войн, убийств и актов насилия», - говорят они, - «как же они могут смириться с тем, что подобные нарушения теперь происходят с другими?»

Бернд Дёррис, Каир

Латинская Америка

В Латинской Америке самая яркая реакция на ближневосточную политику Германии последовала из Никарагуа: в начале марта эта центральноамериканская страна подала жалобу в Международный суд: Германия пособничает израильским военным преступлениям, а также геноциду в секторе Газа. Приверженность Никарагуа Палестине, вероятно, имеет политические причины: в прошлом ЕС ввёл санкции против ряда членов авторитарного правительства этой страны. Не исключено, что этот иск - своего рода ответная мера. Есть и исторические связи: в 1970-х годах Организация освобождения Палестины (ООП) поддерживала левый Сандинистский фронт освобождения (FSLN) в его борьбе против правящего в то время клана Сомоса. Сегодня бывший партизан ФСЛН Даниэль Ортега превратился в авторитарного правителя. Он забыл о благородных целях сандинистов, но не о старых связях с Ближним Востоком.

Другие, в основном левые правительства, например, в Венесуэле и на Кубе, также демонстрируют солидарность с палестинцами. Другие, напротив, выступают на стороне Израиля, и прежде всего правый либертарианский президент Аргентины Хавьер Милей. В остальном война играет лишь незначительную роль в общественных дебатах во многих латиноамериканских странах. Ближний Восток слишком далёк, и в то же время люди слишком озабочены своими собственными проблемами, будь то бедность, преступность или экономические кризисы.

Кристоф Гурк, Буэнос-Айрес

Бельгия

Социалистка Каролин Геннес, министр по вопросам сотрудничества в целях развития, в январе вызвала переполох своим интервью. Она спросила «наших немецких друзей»: хотят ли они «дважды оказаться на неправильной стороне истории»? Хотели ли они безучастно наблюдать за «этнической чисткой»? «Ведь это никогда не повторится, не так ли?» Таким образом, министр провела аналогию между Холокостом и израильской атакой в Газе, которая унесла уже более 30 000 жизней палестинцев. Премьер-министр Александр де Кроо дистанцировался от этого заявления, в остальном же он ничего не сделал.

Страна может быть глубоко разделена на фламандцев и валлонов, на левых и правых, но они удивительно едины в своём суждении о ближневосточном конфликте. Несмотря на всю критику зверств, совершаемых ХАМАС, израильская кампания рассматривается как чрезмерная и нарушающая международное право, и звучат призывы бойкотировать Израиль. Де Кроо, либерал, сам побывал в Рафахе в ноябре и призвал Израиль проявить сдержанность.

Принимают ли политики во внимание многочисленный мусульманский электорат? Это было бы слишком недальновидно. Бельгийские правительства десятилетиями выступали за право палестинского народа на самоопределение и осуждали Израиль, когда он расширял свою территорию. Еще в 1948 году тогдашний премьер-министр Поль-Анри Спаак - один из отцов-основателей ЕС - был обеспокоен тем, что экспансионистские устремления еврейского государства могут привести к катастрофе на Ближнем Востоке.

Йозеф Кельнбергер, Брюссель

Турция

Реджеп Тайип Эрдоган считает себя человеком, который говорит то, что думает. «Я буду говорить открыто, даже здесь», - заявил он на пресс-конференции с канцлером Олафом Шольцем в Берлине в ноябре, задавая тон. «У нас нет долгов перед Израилем». В конце концов, Турция не имеет никакого отношения к Холокосту. «Те, у кого есть долги, не говорят так свободно». Эрдоган считает себя святым покровителем палестинцев, и в этом он не одинок в Турции. Даже люди, не имеющие ничего общего с президентом, согласны с ним в вопросе войны в Газе; некоторые из тех, кто ещё несколько месяцев назад выступал в защиту заключённых турецких журналистов, теперь собирают деньги для палестинцев. Симпатия к Израилю? Практически никто. 7 октября? Незначительно.

Недавно в Бурсе прошел новый вид протеста. Во время визита министра иностранных дел люди вышли на демонстрацию против того, что Турция по-прежнему торгует с Израилем. С «государством террора», как назвал эту страну Эрдоган. Газета Karar написала, что Турция даже экспортирует в Израиль колючую проволоку. Теперь у турецкой оппозиции появился новый вопрос: она призывает Эрдогана немедленно прекратить экспорт в Израиль. Турция непонимающе смотрит на Германию, как и на весь Запад - как будто её жители просто не понимают, какая пропасть разверзается между ними и остальным миром.

Рафаэль Гейгер, Стамбул

Испания

Испания любит вывешивать флаги. На балконах по всей стране, на митингах - часто это флаг королевства, а в зависимости от региона - Каталонии или Страны Басков. В националистических регионах, в частности, местная символика теперь часто сочетается с флагом Палестины. Довольно многие каталонцы и баски чувствуют себя народом без государства, угнетаемым центральным правительством Испании, и признают в этом общую с палестинцами судьбу.

На акции протеста в Сан-Себастьяне, Страна Басков, демонстранты призывают положить конец «геноциду», который, по их мнению, происходит в Газе © Vincent West/Reuters
На акции протеста в Сан-Себастьяне, Страна Басков, демонстранты призывают положить конец «геноциду», который, по их мнению, происходит в Газе © Vincent West/Reuters

Однако поддержка Палестины распространяется далеко за пределы автономных областей. По крайней мере, все левоцентристские партии, профсоюзы и многие гражданские организации выступают в поддержку Палестины и против войны в Газе. Глава правительства Педро Санчес призывает прекратить израильские бомбардировки и создать палестинское государство. Слово «геноцид» можно услышать на демонстрациях и от левых партий. Произраильская позиция Германии встречает не столько критику или возмущение, сколько сожаление, пожимающее плечами. Немецкая позиция вежливо принимается. Санчес ссылается на «исторические причины». СМИ объясняют, что такое Холокост и что означает этот странный термин «государственная причина». Когда министр иностранных дел Анналена Бербок требует, как это было в феврале, чтобы Израиль боролся с терроризмом, а не с гражданским населением, об этом подробно пишут в газетах. Германия «постепенно меняет своё послание», отмечает, например, El País.

Патрик Иллингер, Мадрид

Африка

Солидарность с Палестиной велика. От севера, где преобладают мусульмане, до Южной Африки, пережившей апартеид, многие чувствуют напоминание об африканском прошлом и считают Израиль последней колониальной державой. С октября прошло бесчисленное количество пропалестинских протестов, а с середины января они неоднократно были направлены против Германии. Берлин объявил, что поддержит Израиль в качестве «третьей стороны» в разбирательстве по делу о геноциде в Международном суде ООН, возбужденном ЮАР. Две недели спустя перед посольством Германии в столице Кении Найроби прошла демонстрация, которую полиция разогнала слезоточивым газом.

В начале марта южноафриканская писательница Зукисва Ваннер объявила, что вернула свою медаль Гёте. Она получила эту награду в 2020 году, став первой африканской женщиной, которой удалось это сделать. «Я понимаю чувство вины Германии за Холокост», - написала она. «Это чувство вины позволило Германии смириться со своим немыслимым прошлым. Но именно поэтому позиция Германии в отношении геноцида в Палестине особенно позорна».

Палестинский посол вместе с пропалестинскими демонстрантами перед граффити в Найроби, Кения © Simon Maina/AFP
Палестинский посол вместе с пропалестинскими демонстрантами перед граффити в Найроби, Кения © Simon Maina/AFP

Хаге Гейнгоб, в то время президент Намибии, привёл аналогичный аргумент, опубликовав 13 января совершенно недипломатичный отзыв о позиции Германии. Германия, писал Хаге Гейнгоб, совершила первый геноцид XX века против гереро и нама, будучи колониальной державой на территории Намибии, но не способна сделать правильные выводы из своей ужасной истории. То, что происходит в Газе, эквивалентно холокосту или геноциду. Гейнгоб назвал тот факт, что Германия поддерживает это, «шокирующим».

Пол Мунзингер, Кейптаун

Азия

«Зелёные» имеют глобальную сеть и иногда объединяют усилия, чтобы продемонстрировать солидарность по важным вопросам. Но почему немецкие «зелёные» не подписались под осуждением действий Израиля в Газе?» - интересуются индонезийские «зелёные» у гостя из Германии. Государственный интерес, историческая обязанность? Здесь не всё так просто. В крупнейшей исламской стране мира преобладает солидарность с палестинцами. И почему Берлин должен сохранять лояльность к жёстко правому израильскому правительству? «Дело в том, что в Газе гибнет множество невинных людей, потому что израильские военные так неумолимы. Как может немецкое правительство не видеть в этом геноцид?»

Протестующие перед посольством Египта в Джакарте, Индонезия, требуют открыть границу в Рафахе © Willy Kurniawan/Reuters
Протестующие перед посольством Египта в Джакарте, Индонезия, требуют открыть границу в Рафахе © Willy Kurniawan/Reuters

Премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим раскритиковал западные страны во время визита в Берлин в начале марта. «Куда мы девали нашу человечность, к чему это лицемерие?» - спросил Ибрагим на пресс-конференции с Олафом Шольцем. Малайзия также является преимущественно исламской страной. «Я решительно отвергаю этот нарратив, эту одержимость, будто вся проблема начинается и заканчивается 7 октября», - сказал Ибрагим. «Она началась за четыре десятилетия до этого и продолжается каждый день».

Он осудил нападения ХАМАС, но сказал, что причиной продолжающегося конфликта является политика Израиля в отношении палестинцев, проводимая на протяжении десятилетий. «Мы выступаем против колониализма, апартеида, этнических чисток и лишения собственности в любой стране, будь то Украина или Газа». Он согласился с Шольцем в том, что прекращение огня необходимо для того, чтобы иметь возможность оказывать больше гуманитарной помощи. И решение о двух государствах.

За это решение Индия ратует уже несколько десятилетий, объяснил министр иностранных дел Индии Субрахманьям Джайшанкар своему немецкому коллеге Бербок на Мюнхенской конференции по безопасности. Он призвал к возвращению заложников, похищенных ХАМАС 7 октября, но при этом заявил, что Израиль должен «очень внимательно относиться к жертвам среди гражданского населения» при принятии ответных мер, поскольку обязан соблюдать международное гуманитарное право. «Нам нужен устойчивый гуманитарный коридор для оказания помощи, и в конечном итоге должно быть найдено прочное и долгосрочное решение». Многие страны глобального Юга считают, что решение проблемы двух государств больше нельзя откладывать.

Автор: редакционный материал SZ. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: неожиданно здраво для немецкой газеты.

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец» 🟤🔴🟠🟡🟢🔵