Лена летела к своей младшей сестре Маше почти через всю страну. Сколько же они не виделись? Ну да, восемь лет. Маша тогда с семьей приезжала в гости с дочкой Катей, ей было пять лет, сейчас уже тринадцать. Ох и шальная была девочка. У Машки мягкий характер, она не умеет кричать, еще с детства такая тихоня, ходит за дочкой и приговаривает: «Катюша, ну ни надо так, положи это на место!», а Катя во весь голос орет. Приходилось вмешиваться, но Маша стонала от жалости к дочери:
- Лена, не кричи на нее, ты ее пугаешь, она с детства не ругана, не бита.
- Ну и каков результат? Вазочку мне разбила и что теперь? По голове надо погладить?
- Она же еще ребенок.
- Так детей надо воспитывать, если они простых слов не пронимают. Мои сыновья знаешь, как получали за любую провинность.
- Ну так у тебя же мальчики, а это девочка.
- И что? Она русского языка не понимает? Или принцесса «ой, не троньте меня»?
- Принцесса.
- Вот поэтому муж от тебя и ушел, потому что дочку ты поставила на пьедестал, а про него забыла. Ты считала, что Вася только деньги должен тебе был в клюве приносить?
Маша молчала. А что она может ответить на правду? Вася действительно ушел потому что Маша не уделяла ему внимания – вся ласка и забота только дочке. Иной раз даже забывала ему ужин приготовить, находясь в декретном отпуске, а Вася приходил уставший и голодный с работы. Да и для супружеского долга у Маши всегда была «больная голова». Вася устал от такого невнимания к себе и ушел. А заметила ли это Маша? Едва ли, может только то, что немного по карману ударило, лишнюю игрушку Катьке не купить, которую она требует в супермаркете.
В общем, визит Маши с Катей был для Лены сложным периодом. Да что там вазочка – разбито и переломано было многое, и все это под тихое мурлыканье Маши: «Не надо так делать, Катюша». Сыновья Лены не могли сосредоточиться на уроках, психовали, когда к ним лезла двоюродная сестра или начинала истошно визжать. Лена с племянницей была строга, но какой смысл – девочка не хотела слушать, а Машка ныла.
После того, как гостьи уехали, появилась мобильная связь, а потом уже и компьютеры с интернетом. Скайп – именно по нему и общались друг с дружкой две сестры. Лена наблюдала как растет ее племянница, хотя она неохотно появлялась в кадре, только мельком, видать, обиженна была на строгость тетки. Появится с недовольным лицом и исчезнет. Лена о ней рассказывала все только хорошее, учится прекрасно, со всеми ладит. Ну а что Машка еще может рассказать? Конечно, только хорошее, но Лена чувствовала – все на самом деле не так прекрасно. Особенно это чувствовалось с годами - Маша запиналась, отводила глаза от экрана, а иногда вообще не хотела говорить и не выходила на связь. И вот, совсем недавно, во время откровенного разговора, она вдруг разрыдалась:
- Сложно мне, Лен! Катька уже подросток, такие времена трудные. Я к ней со всей душой, с лаской, она мне грубостью отвечает. По оценкам скатилась, со сверстниками конфликтует и даже на замечания учителей огрызается.
- А ты ей скажи: «Не надо так делать, Катюша!», - съязвила Лена.
- Не смешно, Лен, все серьезно.
Ну хоть признала Маша свою ошибку по воспитанию, и то хорошо. Или все же не признала? Будут виноваты все окружающие – учителя, одноклассники и прочие?
- Ты ее посади перед монитором для беседы, я с ней поговорю.
- Да не сядет она! Ее даже к школьному психологу не затащить! А тебя она вообще боится. Не знаю, что уже делать.
- Ну что ж, придется мне с вами встретиться.
- Каким образом?
- Простым. Я беру билеты, лечу к тебе.
- Ты что – с ума сошла? Не надо!
- А чего? Ты сестричку на порог не пустишь? У меня со следующей недели отпуск, я к тебе в гости хочу. Муж с сыновьями дома останутся, а я у вас отдохну.
Маша немного помялась, она еще сомневалась – правильно ли это будет, если Лена наведет у нее свои порядки? Не испугает ли ее дочь этот визит, ведь Лена с ней не будет церемониться. Но Лена была уже настроена серьезно – она едет и точка! И вот полет через всю страну, а в аэропорту уже встречает Маша.
- Леночка, только ты помягче с Катей, ладно? Она такая ранимая и возраст сложный, сама понимаешь.
- Понимаю, понимаю, - кивнула сестра.
У Лены были свои взгляды на это, для начала надо было увидеть племянницу. Та встретила ее дома с кислой миной – ни здравствуйте, тебе, ни: «Как долетели?». Чует ее подростковое сердце, что сладко с такой гостьей не будет. Но ни с порога же на племянницу кричать.
- Катюш, я тебе тут сладости привезла, - Лена протянула племяннице кулек с конфетами.
Катя глянула на кулек, сказала «псиб», и положила его на стол. Так, обстановка накаляется с каждой минутой. Две сестры сели на кухне ужинать, отметить встречу. Катя ходила туда-сюда с недовольным лицом. То холодильник откроет, то воды из-под крана попьет.
- Катенька, покушаешь? Зачем ты эту грязную водичку пьешь? Есть же покупная, чистая.
- Мне плевать, сама ее пей. Жрать не хочу.
Маша виновато глянула на сестру, та, не отрывая глаз смотрела на племянницу, точнее – на ее поведение. Пока молчала, просто наблюдала.
- Катюш, не ходи без тапочек, пол холодный. Простудишься.
- Какое тебе дело?
Катя с такой брезгливой ненавистью глянула на мать, что Лену бросило в холодный пот. Тут уж сдерживать себя она уже больше не могла.
- Катя, а чуть повежливее с мамой общаться не пробовала?
- А че она все «воду не пей, без тапок не ходи»? Какое ей дело?
- Дело в том, что она твоя мать! – Лена переходила уже на более повышенные тона. - Она имеет право тебе делать замечания.
Катя вся сжалась в комок, фыркнула и пошла к себе в комнату, Лена за ней. Катя села за стол и с психами смахнула со стола кулек со сладостями, конфеты разлетелись по полу.
- Так, ну сладкого ты лишаешься, - сказала Лена, собирая конфеты. – Впрочем, и ужина я бы тебя тоже лишила на месте твоей мамы.
В этот раз Маша не заступалась за дочку, она сидела тихо как мышь и молча за всем наблюдала. Катя разрыдалась.
- Мама, выбирай – или я, или эта тетя Лена! – кричала она. - Я из дома уйду!
- Не надо, доченька, только не уходи!
- Нет уж, - вмешалась Лена. – Иди! Соплячка еще, чтобы меня выгонять.
Лена схватила куртку и сапоги племянницы, и кинула их на Катину кровать.
- Одевайся прямо сейчас и иди.
- Леночка, не надо! – взмолилась Маша. – Она однажды так ушла, всем миром искали.
- Но нашли же! И сейчас она найдется.
Катя рыдала, но послушно одевалась. Уходить она старалась медленно, в надежде что мама отстоит свою точку зрения, оставит дочь, а тетю Лену выгонит, но такого не случилось. Маша тихо скулила на диване, А Лена еще подтолкнула племянницу к входной двери для ускорения.
- Лен, ну почему ты ее выгнала, на улице дождь и ветер.
- Я выгнала? Ты же сама слышала, что она угрожала из дома уйти. Пусть идет.
Маша боялась перечить старшей сестре, впрочем, как и в детстве. Она стояла у окна, вглядываясь в сумерки и хлюпала носом. Набирала номер телефона дочки, но та не отвечала.
- Не реви! Катька подумает над своим поведением и придет.
Прошло два часа. Сестры услышали, как проворачивается ключ в скважине входной двери. Зашла Катя, совершенно сухая, видимо, все это время она сидела в подъезде.
- Ну а чего же ты из дома не ушла? – язвительно спросила Лена.
- Мне некуда идти.
- Вот и мне некуда, я приехала в отпуск к вам в гости и не смей меня выгонять.
Весь оставшийся вечер тишина – Катя ходила на кошачьих лапах по квартире под пристальным взглядом тетки, и не могла даже маме нахамить. Она понимала – продолжаться так будет весь период отпуска тети Лены. Впрочем, так оно и было – Лена как цербер ходила за племянницей по пятам, но не только для того, чтобы поругать Катю, но и похвалить, когда это было уместно. Конфеты в кульке были возвращены. Лена сумела найти подход к Кате, и уже к концу отпуска у них были даже общие темы для спокойного разговора. И все же Катя боялась свою тетку, но характер менялся на глазах.
- Вот что я решила, - сказала Лена сестре на прощание. – Я тут подумала, и решила, что мы переедем всей семьей сюда. Там жилье продадим, тут квартиру купим. А что? За Катькой глаз да глаз нужен, а я в ее воспитании тебе помогу. Да, Катюш? Нужен за тобой глаз да глаз?
Катя криво улыбнулась, и опустила голову.
- Если Катя будет еще раз так шалить, мы ускорим процесс и быстрее переедем, ты только звони, не стесняйся.
Конечно это было сказано в шутку, и Маша это поняла, но Катя поверила. По ее глазам было понятно – она опять напугана. А уже в аэропорту Лена сказала сестре:
- Я, конечно, понимаю, что ты себя не изменишь, будешь так же за Катькой бегать и капризные сопли ей вытирать, но имей в виду – ты ее этим загубишь окончательно. Она сама страдает от такого характера, как у нее сейчас. Теперь она готова сходить к психологу, не упусти момент. И не ври мне больше по скайпу что у вас так все замечательно.
Лена улетела. Изменила ли что-то это поездка? Возможно – да. Маша перестала отводить глаза от экрана, рассказывала, что ходят с дочкой к психологу, отношения стали лучше. Иногда в кадре появлялась и Катя, только она уже не делала кислую мину, а улыбалась и махала рукой. Не все конечно было гладко, но многое наладилось. А сейчас уже Катя вышла замуж. Если ее кто-то позвал замуж, то не совсем она уж и такая плохая.