Найти в Дзене
Думающая история

Почему с японской куклой одному не справиться?

Кукольный театр Японии (бунраку) зародился в VII в., но окончательно сформировался к XVIII в. Японские марионетки не похожи на кукол такого типа других стран. Что особенного в японских марионетках? Они просто огромны – куклы главных персонажей в высоту достигают 150 сантиметров и весят в среднем 10 килограммов, а некоторые куклы-воины около 20! Куклы “Бунраку” собираются из нескольких компонентов: деревянной головы, наплечника, туловища, рук, ног и костюма. Голова вырезана вручную из японского кипариса и выдолблена внутри. Здесь располагаются механизмы, благодаря которым кукла может не только открывать и закрывать рот, но бросать косые взгляды, делать сонные глаза, опускать и поднимать брови, двигать пальцам на руках. Эта рукоятка вставляется в отверстие в центре плечевой доски. Руки и ноги подвешены к плечевой доске на веревочках, а костюм облегает плечевую доску и туловище, к которому подвешен бамбуковый обруч для формирования бедер. Волосы для кукол изготавливаются искусными мастера
Оглавление

Кукольный театр Японии (бунраку) зародился в VII в., но окончательно сформировался к XVIII в. Японские марионетки не похожи на кукол такого типа других стран.

Что особенного в японских марионетках?

Они просто огромны – куклы главных персонажей в высоту достигают 150 сантиметров и весят в среднем 10 килограммов, а некоторые куклы-воины около 20!

Куклы “Бунраку” собираются из нескольких компонентов: деревянной головы, наплечника, туловища, рук, ног и костюма. Голова вырезана вручную из японского кипариса и выдолблена внутри. Здесь располагаются механизмы, благодаря которым кукла может не только открывать и закрывать рот, но бросать косые взгляды, делать сонные глаза, опускать и поднимать брови, двигать пальцам на руках.

Источник изображения: factsanddetails.com
Источник изображения: factsanddetails.com

Эта рукоятка вставляется в отверстие в центре плечевой доски. Руки и ноги подвешены к плечевой доске на веревочках, а костюм облегает плечевую доску и туловище, к которому подвешен бамбуковый обруч для формирования бедер. Волосы для кукол изготавливаются искусными мастерами из человеческих волос и шерсти яка. Отдельные пряди вшиваются в медную кукольную маску - сложный процесс, который растягивает изготовление одного парика до трех недель.

Анатомия мужской куклы. Источник изображения: www.gov-online.go.jp
Анатомия мужской куклы. Источник изображения: www.gov-online.go.jp

Японцы считают, что куклы способны передавать больше эмоций, чем люди. Каждая кукла демонстрирует движения “ката”, типичные для всех людей, и движения “фура”, характерные для персонажей. Движения кукол-мужчин смелые, размашистые, в то время как движения кукол-женщин более утонченные и плавные.

При надлежащем уходе куклу можно использовать в течение 150 лет.

Кукольный мастер Бунраку Хисида Масаюки в своей мастерской All photos: Courtesy of Hishida Masayuki. Источник изображения: www.gov-online.go.jp
Кукольный мастер Бунраку Хисида Масаюки в своей мастерской All photos: Courtesy of Hishida Masayuki. Источник изображения: www.gov-online.go.jp

Как управляют такими куклами?

Кукловод тянет и ослабляет толстые и прочные шелковые нити, прикрепленные к голове, чтобы двигать глазами, бровями, ртом и головой куклы вверх и вниз. Изменяя угол наклона головы, кукловоды могут выражать различные человеческие эмоции.

Куклами главных персонажей Бунраку управляет не один, а три человека.

Распределение функций между кукловодами. Источник изображения: factsanddetails.com
Распределение функций между кукловодами. Источник изображения: factsanddetails.com

Они одеты в черную одежду с капюшонами, чтобы лица кукловодов не отвлекали зрителей. Три кукловода находятся в непосредственной близости друг от друга за марионеткой. Поэтому главный кукловод носит сценические башмаки (бутай-гэта) высотой от 20 до 50 см, чтобы поддерживать марионетку с большей высоты, облегчая ножному кукловоду передвижение.

Ningyo Joruri: Traditional Puppet Theater. Источник изображения: livejapan.com
Ningyo Joruri: Traditional Puppet Theater. Источник изображения: livejapan.com

Человека, который управляет ногами, называют "ашизукай". Тот, кто управляет левой рукой, называется "хидаризукай". Третий человек управляющий правой рукой, шеей и выражением лица с помощью большого пальца, называется "омозукай". Каждый из них специализируется в своей функции.

Большинство зрителей, впервые увидевших представление, очень удивляются тому, что кукла кажется почти живой во время представления. Как могут три человека, управляющие куклой, заставить каждое движение казаться таким естественным и проходить так плавно? Секрет их техники заключается в сигналах, которые омозукай посылает двум другим кукловодам. Вместо того, чтобы направлять коллег с помощью таких слов “сделай это” или “сделай то”, омозукай использует шею, а также собственное тело, чтобы давать указания относительно следующего хода двум другим мастерам. Удивительно, что перед выходом на сцену проводится только одна репетиция.

 Мистер Канья  потратил около 30 лет на оттачивание своего мастерства кукольника, прежде чем смог освоить роль омозукай. Источник изображения: matcha-jp.com
Мистер Канья потратил около 30 лет на оттачивание своего мастерства кукольника, прежде чем смог освоить роль омозукай. Источник изображения: matcha-jp.com

Использованная литература

Invitation To BUNRAKU

Miho Okamoto. Bunraku - Tea Ceremony Japan Experiences MAIKOYA

Fujita Mao. Ningyo Joruri Puppets