Сегодня более 20 вузов России предлагают обучение по программе бакалавриата «Музыкальная педагогика». Однако абитуриенты часто не знают, подойдет ли им эта специальность, где и кем можно будет работать выпускнику, нужно ли для поступления иметь диплом об окончании музыкального ссуза и какие творческие вступительные экзамены сдавать. В этом материале мы попробуем разобраться в этих вопросах.
Что такое музыкальная педагогика?
В чем отличие специальностей «Музыкальная педагогика» и «Музыковедение»?
В чем отличие специальностей «Музыкальная педагогика» в вузе и «Теория музыки» в колледже?
Где работают и чем занимаются выпускники специальности «Музыкальная педагогика»?
Особенности обучения
Как поступить?
Что такое музыкальная педагогика?
Музыкальная педагогика это специальность высшего образования, которую можно получить практически во всех институтах культуры и консерваториях нашей страны. Направление относится к укрупненной группе «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство». Обучение ведется по программе бакалавриата (4 года), выпускникам присваивается квалификация (степень) бакалавра. После окончания вуза можно продолжить учебу в магистратуре (2 года).
Как следует из названия, специальность «Музыкальная педагогика» предназначена для подготовки учителей музыки, педагогических работников с высшим образованием в сфере музыкального искусства.
В чем отличие специальностей «Музыкальная педагогика» и «Музыковедение»?
Эти направления действительно принадлежат к одной укрупненной группе «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» и имеют много общего: обе специальности предназначены для подготовки педагогов. Различия между ними следующие:
- Выпускники специальности «Музыкальная педагогика» готовятся, прежде всего, к педагогической работе, тогда как музыковеды стремятся заниматься научной и исследовательской деятельностью.
- Студенты специальности «Музыкальная педагогика» чаще всего становятся учителями музыки в общеобразовательных школах и педагогических колледжах. Выпускники направления «Музыковедение», как правило, работают преподавателями в музыкальных училищах, колледжах культуры, музыкальных школах и школах искусств.
- Выпускники, окончившие отделение «Музыкальной педагогики» нередко становятся руководителями школьных или студенческих хоров в общеобразовательных школах и педагогических колледжах, в то время как для выпускников-музыковедов более подходящей является работа конферансье в концертных организациях, деятельность в качестве научного сотрудника в музыкальных музеях и архивах.
- «Музыкальная педагогика» - это профиль бакалавриата, а «Музыковедение» - профиль специалитета.
Несмотря на перечисленные отличия, не существует официальных ограничений, запрещающих выпускникам специальности «Музыкальная педагогика» преподавать в музыкальных колледжах и вести музыковедческую работу, также как и выпускникам-музыковедам не запрещено работать в общеобразовательных школах.
Музыкальная педагогика — это специальность с углубленным изучением педагогических дисциплин, психологии, методики работы с учащимися разного возраста, педагогических техник и направлений.Музыковедение — это направление науки о музыке, предназначенное для подготовки будущих ученых, изучающих историю искусства, проблемы музыкальной теории, создающих научные труды и книги по этим вопросам.
В чем отличие специальностей «Музыкальная педагогика» в вузе и «Теория музыки» в колледже?
Направления схожи тем, что выпускники вуза по специальности «Музыкальная педагогика», также как и выпускники колледжа по специальности «Теория музыки» получают право работать преподавателями музыки в учебных заведениях дополнительного образования детей (школах искусств, студиях, центрах раннего развития), а также в общеобразовательных школах.
Отличие состоит в том, что выпускники вуза также имеют возможность преподавать в средних специальных учебных заведениях (чаще всего в педагогических колледжах), а также могут продолжить обучение в магистратуре.
Выпускника вуза с дипломом бакалавра по направлению «Музыкальная педагогика» охотнее примут на должность преподавателя общеобразовательной школы, чем выпускника отделения «Теории музыки» колледжа.
Где работают и чем занимаются выпускники специальности «Музыкальная педагогика»?
Целью вузовской программы «Музыкальная педагогика» является подготовка высококвалифицированных творческих кадров для системы образования в области музыкального искусства, творческих организаций.
Выпускники этой специальности могут не только преподавать, но и заниматься управленческой работой — возглавлять учебное заведение дополнительного образования детей, работать в должности завуча, методиста, занимать руководящие позиции в концертных организациях.
Выпускники специальности «Музыкальная педагогика» получают возможность:
- преподавать предметы в области музыкального искусства и культуры в общеобразовательных школах;
- преподавать игру на музыкальном инструменте и вести занятия хора в общеобразовательных школах и педагогических колледжах;
- преподавать игру на музыкальном инструменте, предметы в области теории и истории музыкального искусства, ритмику, вести уроки хора в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе детских школах искусств;
- преподавать в учреждениях среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства (училищах и колледжах культуры);
- работать в должности завуча и методиста, заниматься планированием учебного процесса, выполнением методической работы, осуществлением мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса и др.;
- заниматься организационно-управленческой работой — выполнять функции специалиста, руководителя структурных подразделений в учебных заведениях, органах управления культурой.
Выпускники специальности «Музыкальная педагогика» — это творческие люди, которые могут реализоваться в различных сферах художественно-творческой деятельности, например:
- исполнять музыкальные произведения и программы, выступая в концертах в качестве солиста или участника ансамбля;
- выполнять преобразования звука с помощью электронной техники, заниматься созданием аранжировок и электронной музыки;
- заниматься культурно-просветительской работой — организацией и участием в проведении лекций-концертов, пресс-конференций; подготовкой и публикацией в СМИ информационных материалов о творческой деятельности с целью пропаганды музыкального искусства и культуры;
- вести научно-исследовательскую и методическую, научную работу, заниматься созданием научных разработок в области музыкального искусства и культуры, музыкального образования; участвовать в подготовке коллективных сборников и монографий и др.
Особенности обучения по специальности «Музыкальная педагогика»
Бакалавры, обучающиеся по профилю «Музыкальная педагогика» получают углубленную психолого-педагогическую и методическую подготовку, и в то же время они являются музыкантами очень широкого профиля. Студенты изучают разнообразные музыкальные дисциплины, среди которых:
- Фортепиано и Исполнительство на музыкальном инструменте;
- Вокальная подготовка и Камерное пение;
- Ансамблевое музицирование;
- Дирижирование;
- Игра по слуху;
- Электронные музыкальные инструменты;
- Аранжировка;
- Хоровой класс;
- Вокальный ансамбль и др.
Пожалуй, в музыкальных вузах нет другого отделения, студенты которого изучали бы все перечисленные предметы одновременно. В процессе учебы будущие специалисты также изучают различные методики преподавания профессиональных дисциплин, современные информационные технологии и другие предметы, обеспечивающие высокую востребованность выпускников на современном рынке труда.
Как поступить?
На специальность «Музыкальная педагогика» принимают абитуриентов, окончивших 11 классов общеобразовательной школы и предоставивших результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. В некоторых институтах культуры понадобятся результаты ЕГЭ по русскому языку и обществознанию.
Для поступления по направлению «Музыкальная педагогика» не является обязательным наличие свидетельства об окончании музыкальной школы или диплома музыкального колледжа. Однако, чтобы сдать творческие вступительные испытания, абитуриенту нужно обладать подготовкой в объеме музыкальной школы или училища.
Если вы окончили музыкальный ссуз, это будет значительным преимуществом при поступлении и поможет успешно сдать вступительные экзамены, однако шансы поступить в некоторые вузы на «Музыкальную педагогику» есть и после музыкальной школы.
Для того, чтобы успешно сдать вступительные испытания по специальности «Музыкальная педагогика» в некоторых случаях может быть достаточно окончить музыкальную школу или школу искусств.
Творческие вступительные испытания в разных вузах могут отличаться, но как правило, они включают:
- Исполнение программы;
- Коллоквиум;
- Сольфеджио (письменно и устно);
- Музыкальная литература (устно).
На первом экзамене требуется продемонстрировать владение каким-либо музыкальным инструментом (фортепино, аккордеон, баян, гитара и др.). Как правило, достаточно сыграть те произведения, с которыми вы заканчивали школу искусств или колледж. Если до поступления в вуз вы обучались вокалу, то получаете право вместо игры на инструменте исполнить несколько вокальных произведений (классическую арию, народную песню, романс и т.п.).
Коллоквиум проводится в форме собеседования по профилирующим вопросам, которое выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального и других видов искусства, в области отечественной и зарубежной музыкальной культуры и педагогики.
Во время коллоквиума абитуриентам иногда предлагают выполнить устный анализ одного музыкального произведения из своей программы (определить жанр, строение, рассказать об особенностях мелодики, гармонии и тонального развития, фактуры, метроритма).
Экзамен по сольфеджио включает как письменные (одноголосный диктант), так и устные задания (пение с листа, определение аккордов и интервалов на слух).
На экзамене по музыкальной литературе проверяются знания в области отечественной и зарубежной музыкальной литературы, основных этапов жизненного и творческого пути наиболее известных композиторов, значительных явлений современной отечественной и зарубежной музыкальной культуры, профессиональной терминологии.
Требования к уровню подготовки абитуриентов в разных вузах значительно отличаются, поэтому подробные программы вступительных испытаний нужно уточнять на сайте выбранного вуза или посетив Дни открытых дверей.
Музыкальная педагогика — это особое направление бакалавриата, на котором готовят музыкантов широкого профиля для работы с детьми. Выпускники этой специальности умеют петь и играть на одном или нескольких музыкальных инструментах, имеют опыт дирижирования хором, обладают глубокими знаниями в области педагогики и психологии и могут вести активную преподавательскую работу. Студенты, окончившие институт по данной специальности могут стать отличными управленцами в учреждениях культуры, детских дошкольных учебных заведениях, открыть собственную частную детскую музыкальную студию.