Когда я смотрю на дореволюционные упаковки конфет и шоколада, то не устаю удивляться изобретательности тогдашних владельцев кондитерских фабрик: Эйнема, Абрикосова, Сиу или братьев Конради.
Ведь чего только не делали! В упаковки с шоколадом клали коллекционные карточки-открытки с героями или видами городов, конфеты упаковывали в фантики, из которых можно было собрать коллекцию портретов каких-нибудь знаменитостей, даже серию фантиков с портретами депутатов Государственной думы одна фирма выпускала.
Но как мне кажется, в плане вот таких дополнительных полезностей всех обошли братья Конради. Эти швейцарцы появились в Петербурге в 1853 году, когда на Петергофском шоссе появилась фабрика по производству всяких шоколадных сладостей. Так как конкуренция была огромная, а шоколад – это лакомство, которое всякий раз покупать не станешь, все и старались удивить.
Конради удивляли от всей души – они придумали делать небольшие книги формата «с шоколадную плитку» и продавали их вместе с шоколадом. Вот, например, «Приключения Гулливера» такого формата на фотографии. В ассортименте в 1913 году также имелись басни Крылова, «Горе от ума» и иллюстрированные произведения Пушкина. Оптовая цена – от 15 до 20 копеек за шоколадку с книгой. Предполагаю, что в розницу цена была раза в два выше оптовой.
Идея очень нравилась и детям, и родителям. И сласти купили, и полезную книгу заодно. Почитал о том, как Гулливер побывал в стране лилипутов, получи конфеты «Северный полюс»!
Все это было красиво и здорово, но после октября 1917 года закончилось.
Большевики вскоре после прихода к власти национализировали всю промышленность, в том числе и кондитерские фабрики.
В Петрограде в 1918 году стало совсем не до шоколада и не до конфет, там даже хлеба и картошки на всех не было, буржуям по 11 селедок в месяц выдавали.
Семье Конради от большевиков досталось по полной программе. И когда последний из рода, немец и русский офицер, кавалер ордена Святого Георгия Морис Конради, 10 мая 1923 года разрядил свой револьвер в советского дипломата Вацлава Воровского, это была вендетта. Да, в чисто средневековом стиле: "кровь за кровь". Потому что из песни слова не выкинешь, Морису было за что мстить и почему стрелять: его отец и дядя стали жертвами «красного террора» не потому что боролись против Советской власти, а просто так. Потому что буржуи.
Увы! Какими бы вкусными не были их конфеты, какими бы интересными не были их книжки и яркими упаковки, все они остались в рухнувшей империи. Но когда смотришь на потертые временем остатки былой роскоши, сложно отделаться от мысли, что идея о том, чтобы не стало бедных, куда правильнее, чем попытки сделать так, чтобы не стало богатых.
------------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.