Родительские предписания представляют собой важнейшую часть транзактного анализа. Эти предписания, полученные в детские годы, прямым образом влияют на формирование жизненного сценария человека. Ещё их называют приказаниями, посланиями, директивами.
Всего предписаний 12, их выделили супруги Мэри и Роберт Гулдинги, авторы книги «Психотерапия нового решения», они звучат следующим образом:
«Не живи»
«Не будь ребёнком»
«Не расти»
«Не думай»
«Не чувствуй»
«Не достигай успеха»
«Не будь лидером»
«Не принадлежи»
«Не будь близким»
«Не делай»
«Не будь самим собой»
«Не чувствуй себя хорошо»
Одно из самых мощных предписаний – «Не живи». Как правило, оно даётся из состояния Внутреннего Ребёнка родителя его настоящему ребёнку. То есть из такого эго-состояния родителя, которое он не осознаёт. Человек может любить своего ребёнка и хотеть для него самого лучшего, но что-то внутри него страдает от того, что ему нужно заботиться о малыше, для него это слишком тяжёлая задача, вызывающая множество переживаний, с которыми он не в состоянии справиться. Его Внутренний Ребёнок может воспринимать малыша как конкурента.
Родитель невербально что-то транслирует своему ребёнку, какую-то информацию, идущую из его собственного детского эго-состояния. В некоторых случаях это могут быть и озвученные мысли: «Да зачем я тебя родила?», «Горе ты моё!», «Если бы не ты, я бы сейчас ... (список того, чего родитель себя лишил после появления малыша)». Взрослый выражает свои эмоции таким образом, потом он может забыть о сказанном, но для ребёнка услышанное и воспринятое будет иметь огромное значение.
Ребёнок, получивший от своего родителя предписание «Не живи», будет всячески приближать себя к смерти. Ударяться обо что-то, падать откуда-то, постоянно приходить после прогулки с ободранными коленями, во взрослом возрасте начнёт ловить себя на суицидальных мыслях или даже предпринимать попытки суицида, обретёт какую-то зависимость и т.д... То есть будет себя медленно уничтожать. Убить себя по-настоящему ему будет трудно, поскольку пресловутый инстинкт самосохранения достаточно силён. Но бессознательно человек будет как бы сам себя губить.
Почему так происходит? Ответ весьма парадоксален. Первоочередная задача любого живого существа – выживать. Любой ребёнок отчаянно хочет жить – несмотря на то, что родитель даёт ему такое страшное предписание. Ослушаться родителя означает поставить под угрозу собственное выживание, а это значит, что нужно стараться быть послушным (то есть выполнять приказание), чтобы иметь возможность себя уберечь, потому что от благосклонного отношения взрослого зависит благосостояние ребёнка. Вот такое противоречие – чтобы выжить, то есть не утратить хоть какое-то внимание и принятие со стороны значимого взрослого, нужно «не жить», потому что взрослый считает это необходимым, а ему виднее. Всё это происходит на неосознаваемом уровне.
Также ребёнок с предписанием «Не живи» бессознательно решает – да, я буду исполнять родительское приказание, но я всё же хочу быть живым, я должен хоть как-то существовать, поэтому, допустим, буду жить, покуда я нужен своей младшей сестре или своему младшему брату. Это просто для примера. Это может быть что угодно, любая причина, по которой всё же можно разрешить себе жить.
Противостоять родительским предписаниями бывает очень сложно, но если у человека есть сильное желание что-то изменить, он может внести корректировки в свой жизненный сценарий. Это большой труд, но он того стоит.
Онлайн-консультация (WhatsApp, Telegram), запись по номеру телефона 8-905-664-66-15
✓ В моём канале в телеграме вы сможете найти ещё больше полезной информации по психологии: https://t.me/psy_clinical
✓ В группе ВКонтакте также делюсь полезной информацией: https://vk.com/psy_clinical
Автор: Левичева Евгения Сергеевна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru