Найти тему
Наталья Баева

Загадка "Камеристки"

Рубенс! С чем у потомков ассоциируется это имя? Праздник жизни, буйство красок, разгул цветущей плоти! Рубенсовская красавица - это размер 56+, а всё, что скромнее - это в его мире нездоровая худоба!

Рубенс. Три грации
Рубенс. Три грации

Странно и даже загадочно выглядит на этом фоне его едва ли не единственная "строгая" картина. "Портрет камеристки инфанты Изабеллы".

-2

Странность уже в том, что имени этой девушки мы не знаем. Камеристка - это всё же не совсем "служанка", это дворянка, пусть и не слишком знатная. А дворянское звание предполагало имя собственное, не просто "из штата инфанты". "Клара-Евгения" - это одно из предположений, но сам художник оставил картину без названия!

Не подскажет ли ответ рисунок, сделанный несколькими годами раньше? Достоверный рисунок, сделанный с натуры? Эту девочку действительно звали Клара...

-3

Она же, только помладше:

-4

Это дочка Рубенса, Клара Серена. Похожа? Очень! И композиция портрета и карандашного рисунка совпадает, разница лишь в выражении лица. Непосредственная девочка превратилась в сдержанную девушку. Строжайший этикет испанского двора, платье-броня, запрет на эмоции: здесь улыбку могут посчитать оскорблением!

Но позировать для портрета Клара Серена не могла - она умерла в двенадцать лет. Вот такой, как на карандашном рисунке. Девушка на портрете явно старше лет на пять-шесть...

Остаётся выяснить, могла ли Клара-Серена быть камеристкой инфанты? Оказывается, должность действительно была ей пожалована в уважение заслуг отца, только послужить она не успела.

Похоже, пасьянс сошёлся: портрет посмертный. Рубенс представил себе, как выглядела бы его девочка. Если бы была жива.

Средневековая традиция посмертного портрета уходила в прошлое, но в семнадцатом столетии ещё не исчезла. Ведь и Рембрандт, похоронив новорожденную дочь, писал и писал в своих картинах девочек, очень похожих на себя: всё пытался представить, какой была бы его Корнелия в два года, в пять, в семь...