Найти тему
Тайган

Как сложилась судьба пса Стива, сыгравшего в фильме «Белый Бим Черное ухо»

Оглавление

Считается не требующим подтверждений факт, что жизнь хороших актеров нелегка, и нередко складывается трагически. К счастью, это далеко не всегда так, но все же действительно бывает. И не только с актерами-людьми.

Известно немало четвероногих актеров – от лошадей и тигров до мышей. Но бывает и так, что четвероногая «звезда» даже очень популярного фильма остается в безвестности. А с псом, сыгравшим (по факту) главную роль в более чем знаменитой ленте «Белый Бим Черное ухо» все получилось и вовсе нехорошо.

Проблема подбора актеров

Книга Г.Н. Троепольского, воронежского писателя, вышла в 1971 году и сразу обрела огромную популярность. Трагическая история «нестандартного» шотландского сеттера Бима задевала за живое даже самых сухих людей.

В 1976 году киностудия им. Горького решила снимать по повести Троепольского фильм. Взялся за это дело С.И. Ростоцкий, режиссер к тому моменту уже более чем именитый (до «Белого Бима» он снял популярные «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника» и просто гениальную ленту «А зори здесь тихие»).

С исполнителем главной «человеческой» роли (хозяина Бима Ивана Ивановича) у Ростоцкого было просто ноль проблем – он пригласил Вячеслава Тихонова, с которым был в прекрасных отношениях и уже неоднократно работал. Ну а Тихонов к тому времени побывал уже и Андреем Болконским, и даже Штирлицем – само его присутствие уже гарантировало зрительский интерес к фильму.

-2

Однако проблема была в том, что одним Тихоновым обойтись тут никак не получалось. Нужна была собака, которой предстояло очень много работать в кадре, и нужны были технические условия съемок, при которых собака вообще сможет работать.

Вторая проблема упиралась в деньги. Все советское кино тогда работало на пленке Шосткинского ПО «Свема». Она была не так плоха, как одно время считалось – во всяком случае, цвета выходили не анилиновые, а более-менее естественные. Но «Свема» требовала очень яркого освещения, иначе на ней вообще ничего не выходило.

А включать батарею софитов, как Жуков прожектора под Берлином, и снимать при этом собаку – это исключалось. Пострадали бы глаза животного, более чувствительные, чем человеческие, и работать в кадре пес точно не смог бы.

Ростоцкий долго старался – и «выбил» таки из студии Горького импортную пленку с куда более высокой светочувствительностью. Но это было даже не полдела – еще нужно было искать «актера» на главную роль.

Бим по книге был «выбракованным» шотландским сеттером – некондиционной белой масти, не признаваемой стандартами этой породы. Но это что – найти в СССР и кондиционного шотландского сеттера, пригодного для съемок, было непросто. Порода была отнюдь не из числа популярных.

-3

К счастью, стандарт близкой к «шотландцам» породы английский сеттер допускает светлую масть. И группе Ростоцкого удалось приискать английского белого сеттера с черным ухом, обученного и толкового, по кличке Стив. Хозяин собаки как-то очень легко согласился сдать ее в аренду съемочной группе за приличную плату – на 1,5 года.

Коллеги по работе

Стив (немедленно перекрещенный съемочной группой на русский лад в Степку) в кино никогда не снимался и хозяина, похоже, не оставлял. И потому первое время настроение у пса было совсем нерабочее.

-4

Однако Вячеслав Тихонов был актером опытнейшим. И отлично понимал, что новичку нужно помочь приспособиться, ощутить вкус к работе. Тем более, если ему волей судьбы досталась главная роль.

Как основной партнер по съемкам, Тихонов взял обязанности по обучению Стива азам актерского мастерства на себя. Сперва он пытался расположить пса к себе и к профессии колбасой и прочими вкусностями. Но оказалось, что этим уже занята чуть ли не вся группа, и потому метод не действует.

Тогда Тихонов взялся за Стива серьезней – стал проводить с ним время, водить на прогулки, повторять команды. Пес явно скучал по хозяину, но настойчивость Тихонова достигла цели, и Стив признал его «своим». Он стал разыскивать напарника на съемочной площадке, напрашиваться на прогулки и вообще с удовольствием проводил с Тихоновым время.

Это очень помогло в работе – ведь Тихонов играл хозяина Бима, к которому пес был очень привязан! И Стив работал более чем убедительно, хотя иногда для создания ему должного «настроя» группа прибегала к не слишком гуманным методам. К примеру, перед съемкой сцены отъезда Ивана Ивановича на «скорой» Тихонов несколько дней игнорировал «напарника», а потом показался ему, но на очень короткое время. И Бим догонял «скорую» просто гениально!

-5

Пса в группе любили и берегли. Ему даже взяли дублера, как особо ценной кинозвезде. Сеттер Денди дублировал героя в сцене на железной дороге, когда у Бима лапа застряла в рельсах.

-6

Успех счастью не равен

Фильм вышел на экраны в 1977 году и имел оглушительный успех. В ходе первого показа в кинотеатрах его посмотрело 20 млн. человек. На следующий год журнал «Советский экран» объявил его «фильмом года». В 1979 году «Бима» номинировали на Оскар как лучший фильм не на английском языке (хотя награда досталась другой ленте, номинация советского фильма на американскую престижнейшую премию уже была из ряда вон выходящим случаем).

Вячеслав Тихонов за роль Ивана Ивановича получил вполне заслуженную Ленинскую премию. А Стив отправился домой, к своему хозяину.

Вот только лучше бы было ему отправиться куда-нибудь еще, ну хоть домой к Тихонову. Ибо хозяином Стива по жизни был далеко не Иван Иванович.

За полтора года съемок эта жалкая личность ни разу даже не навестила своего пса, не справилась о его состоянии. Горе-«хозяина» интересовали исключительно деньги за его аренду. Так что когда они перестали поступать, хозяин просто отдал Стива в приют.

-7

Что уж там произошло – не вполне ясно. Собака была не старой и вполне здоровой, в приюте ее не обижали. Но Стив просто взял и умер. Неожиданно.

Разбирающиеся в собаках люди высказали предположение, что на здоровье пса фатальным образом могло повлиять предательство хозяина. Стив был предан ему не меньше, чем Бим Ивану Ивановичу. Хотя данный экземпляр преданности явно не заслуживал.

Фильм про Бима стал значимым явлением в советском кинематографе, как и книга про него в советской литературе. На родине «отца» белого сеттера, писателя Г.Н. Троепольского, в Воронеже, ныне поставлен памятник псу – бронзовый сеттер в ожидании сидит на одной из центральных городских улиц. Наверное, можно счесть этот монумент и памятником отличному актеру Стиву-Степке.

-8

Ухо у воронежского Бима действительно заметно своим цветом. Только оно не черное, а золотистое. Бронза отполирована до блеска – в городе считается, что желание, высказанное в ушко Бима (с почесыванием этого самого ушка) непременно сбудется.

Познавательное | Тайган | Дзен

Друзья, поставьте 👍если вам понравилась статья. Спасибо!