В первых двух частях статьи по данной теме Игровая компьютерная зависимость у подростка. Что делать? Часть 1 и Игровая компьютерная зависимость у подростка. Что делать? Часть 2 я неспроста писал о потребностях и желаниях человека, страдающего игроманией, потому что именно они, возвращаясь к целям, играют важнейшую роль в осознанном выборе ухода с головой в игровое пространство.
Для того, чтобы картина окончательно сложилась, попробуйте сопоставить то, чего может не хватать человеку в жизни, с тем, что он может получить посредством видеоигр:
- сложности коммуникации в коллективе с лихвой могут компенсироваться общением с игроками в онлайн играх;
- проблема буллинга закрывается посредством того, что в игре ты можешь быть кем угодно и куда сильнее всех остальных. Теперь обижать и наказывать можешь сам, кого захочешь, в рамках игры;
- проблемы с учёбой могут быть «компенсированы» обучением игровым процессам и механикам, которые требуют не меньших усилий и дают внутреннее ощущение, что не такой уж я и бестолковый;
- вопрос с признанием также несложно достигается попаданием в верхние строчки рейтинговых таблиц определенных игр. Последние дают объективное подтверждение твоей значимости и признание со стороны таких же, как и ты, игроков;
- интересно может решаться вопрос с «любовными делами» и проявлениями своей сексуальности. Для этой цели существует множество игр, дающих возможность поиграть за противоположный пол, тем самым как бы «заполучив» его хотя бы так, в виртуальном пространстве;
- неудовлетворенность собственной внешностью можно компенсировать, играя в игры, позволяющие создавать свой «аватар» с любыми параметрами, каких душа пожелает, каким ты себя ощущаешь внутри на самом деле;
- наличие раздражающего тебя учителя или несправедливого начальника компенсируется отсутствием как таковой «властной вертикали» в играх, которая бы указывала тебе, что можно делать, а что нет (практически всё происходит в рамках игры). Паритет в игровом мире даёт прекрасную возможность отключиться от несправедливых проявлений окружения школы / работы / университета и почувствовать себя равным в рамках игрового процесса;
- вопрос самореализации решается проекцией своей жизни на игровой процесс, где ты можешь быть кем угодно и делать что угодно – главное, найди свою игру и ту деятельность, которая доставляет удовольствие от процесса.
Такое большое количество аргументов в пользу того, что может дать игровой мир обусловлено тем, что мы порой недооцениваем эти «другие» миры, а ведь согласитесь, это не что иное, как реальные конкуренты реальной жизни. И, кстати, вы не замечали, как странно звучит это разделение на «реальную» и «виртуальную» жизни? Как будто «виртуальная» - это какая-то ненастоящая или «второсортная» жизнь, по сравнению с той, которая за окном.
Тяжело дается мысль о том, что жизнь, проводимая за игрой в компьютере – это и есть та самая, что ни на есть настоящая жизнь: в сидячем положении, с наушниками на голове, с мышкой в руке и синим экраном перед глазами. Настоящей она является потому, что это всего лишь одна из форм жизни, которая на зависть всем остальным её проявлениям и видам может похвастаться куда большим количеством впечатлений, а самое главное, количеством положительных эмоций, которые доставляют компьютерные игры.
Начиная повествование с идеи о существовании «мира номер один», откуда происходило бегство, и «мира номер два», где оно заканчивалось с обретением недостающего, мы плавно подобрались к новой концепции существования единого мира с его разными формами и видами. Данное приближение, в свою очередь, дает понимание того, что чаще всего за игроманией стоит аспект личного осознанного выбора в пользу данного виртуального мира. Если говорить о вариантах выбора другого мира, то, как минимум, здесь необходимо «переосмысление», а еще лучше «подготовка».
Это должна быть такая версия мира, куда хотелось бы идти и возвращаться, версия, которая должна быть ничуть не хуже виртуального. А так как мир не существует изолированно от окружающих людей, то и они, в свою очередь, должны быть рады возвращению этого человека. Всегда проще было и будет осуждать за выбор в пользу виртуальной реальности, в то время как постараться что-то изменить в реальном окружении этого человека – всегда требует немало сил и времени, но это – то самое необходимое условие для начала положительных изменений. Пусть такая финальная мысль будет маленьким маячком, показывающим направление, которое для многих может стать началом пути в этом нелегком выборе «миров», которые хочется выбирать и в которых хочется жить.
Автор: Соболев Михаил Никитович
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru