Коучинг - сравнительно новая профессия, целью которой является сопроводить клиента в исследовании и разрешении какой-либо проблемы, в профессиональном и личностном росте. Считается, что коучу необходимы для эффективной работы :
- базовая установка, что человек обладает всеми необходимыми внутренними ресурсами, чтобы найти решение самостоятельно,
- умение найти общий язык со своим клиентом и установить доверительные отношения, способствующие тому, чтобы клиент чувствовал себя достаточно комфортно,
- профессиональные компетенции, базово подразумевающие искусство задания полезных вопросов.
Начинающий коуч сталкивается с тремя дилеммами : с некоторыми клиентами ему удается сформировать альянс, а вот с другими нет; у некоторых клиентов не получается получить доступ к необходимым внутренним ресурсам и, наконец, некоторые клиенты с подозрением относятся к вопросам. Понять закономерности этих трех дилемм и разрешить их каждому коучу поможет Модель Процесса коммуникации (РСМ).
Берущая свои истоки в транзитном анализе, изначально клиническая модель, разработанная доктором психологии Тайби Кэлером, выявляет с помощью наблюдения, а также с помощью анкетирования , расположение в структуре личности клиента 6 типов функционирования, называемых типами личности. Каждый из этих типов включает в себя предпочтительный способ восприятия действительности, предпочтительный стиль взаимодействия, канал коммуникации, стимулирующую к эффективности среду и источник мотивации, который при неблагоприятных обстоятельствах может стать и источником стресса. Все типы личности располагаются по степени предпочтительности в "здании личности" человека, от его фундамента "Базы" до шестого, наименее явно проявленного типа.
Когда коуч знает структуру личности клиента, он лучше понимает, каким образом вести диалог так, чтобы клиент понимал его и чувствовал комфортно. При этом коуч понимает и собственную личностную динамику и учитывает и ее.
Коуч в РСМ имеет в руках уникальный микроскоп , так как модель показывает проблемы, характерные для тех или иных сочетаний. Коуч заранее может предположить, с какими внутренними противоречиями борется его клиент, а также предложить инструменты сопровождения, которые подходят данному клиенту в зависимости от его типа. И действительно, аналитический подход и вопросительный канал общения подойдут лишь 35% клиентов, будут более или менее терпимы еще 60% и категорически не подойдут 5% (кстати, в России эта цифра 19%).
Используя модель, коуч получает комфортную подсказку, как выбирать из самых разных инструментов те, которые подойдут идеально именно этому клиенту. Кому-то будет интересна игра, а кому-то подойдет непосредственное действие или же напротив, составление плана. Кто-то будет чувствителен к тому, чтобы делиться своими переживаниями, а кто-то напротив, осмыслит их опосредованно, например, через мнение или воображение.
Научиться использованию в коучинге этого универсального ключа к коммуникационной и личностной динамике можно, пройдя постепенно 3 уровня РСМ (Process Communication Model): базовый и продвинутый курсы, доступные всем, и специализированный курс для коучей РСМ. Информацию можно получить на сайте pcmrussia.ru