Найти тему

Экономическая безопасность образовательной организации в условиях формирования и развития цифровой экономики в мировом сообществе

Источник: фото с сайта МГПУ
Источник: фото с сайта МГПУ

Проблема, заявленная в названии темы, к сожалению, продиктована самой жизнью. События последних лет, регулярно возникающие трагедии в образовательных организациях нашей страны и стран мирового сообщества, настоятельно диктуют необходимость обратить внимание на вопросы обеспечения безопасности обучаемых, административного и профессорско – преподавательского персонала этих организаций и активизировать поиск путей их решения.

Приступая к рассмотрению данного вопроса, хотелось бы определиться в исходных научных позициях и сверить взгляды на сущность и содержание основных научных категорий.

В ряде предыдущих исследований мы уже подробно обсуждали теоретико – методологические основы исследования безопасности и сопутствующих этой категории понятий, таких как «опасность», «угроза» и «защищённость» [2]. В итоге, сегодня мы можем определить безопасность какого – либо субъекта как способ его существования, характеризующийся полным отсутствием опасностей и (или) угроз для данного существования или защищённостью данного субъекта от имеющихся в конкретный момент или отрезок времени опасностей и (или) угроз и наличием возможности и дальше развиваться в соответствии со своей природой [3].

Однако спецификой сегодняшнего разговора является тот факт, что безопасность интересует нас не как абстрактное понятие, а применительно к деятельности образовательных организаций. Следовательно, далее нам необходимо выяснить, что следует понимать под образовательной организацией и в чём заключается специфика обеспечения её безопасности.

Статья №2 (пункт 18) Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана».

Даже поверхностный анализ содержания этой статьи обязывает нас обратить внимание на два аспекта. Во – первых, образовательная организация, является некоммерческой организацией, то есть, не может преследовать цель получения прибыли. Во – вторых, основным видом деятельности образовательной организации является образовательная деятельность.

Следовательно, развитие в соответствии со своей природой для образовательной организации означает возможность беспрепятственно осуществлять образовательную деятельность. Обеспечение безопасности образовательной организации, в свою очередь, подразумевает создание условий, при которых все факторы, препятствующие осуществлению образовательной деятельности, будут своевременно устраняться или минимизироваться.

Оставим за рамками сегодняшнего разговора анализ сущности и содержания образовательной деятельности и акцентируем внимание на выявлении факторов, нарушающих нормальный ритм образовательного процесса.

Возвращаясь к истокам нашего разговора, хотелось бы напомнить, что, к сожалению, при упоминании самого термина «безопасность образовательной организации» у большинства обывателей в сознании всплывают мрачные кадры из новостных сообщений о массовом убийстве студентов Керченского политехнического колледжа в октябре 2018 года, события в гимназии №175 города Казань в мае 2021 года и аналогичные события в Перми в сентябре этого же года, множество других аналогичных событий, происходящих в самых разных точках нашей планеты.

Вместе с тем, углубленный анализ этого вопроса приводит нас к пониманию того, что физическая защита обучаемых и персонала образовательных организаций – это лишь одно из направлений обеспечения безопасности образовательной организации. Проблемы и упущения в этой области, как правило, становятся следствием неэффективного функционирования всей системы обеспечения безопасности образовательной организации, и, в первую очередь, системы обеспечения экономической безопасности.

Аргументируя данную позицию, уместно вспомнить, что любая организация, коммерческая или некоммерческая, в процессе реализации своего основного предназначения, производит какой-либо продукт. Таким продуктом может быть производство «товаров, выполнение работ или оказание услуг».

Образовательные организации не занимаются производством товаров или выполнением работ (за исключением особо оговоренных случаев). Результатом деятельности образовательных организаций является оказание образовательных услуг, посредством реализации, предусмотренных лицензией образовательных программ. Однако эта задача, в свою очередь, требует решения большого количества сопутствующих задач.

К их числу можно отнести разработку большого пакета документов, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Далее возникает вопрос кадрового обеспечения образовательного процесса и последующего поддержания уровня квалификации профессорско – преподавательского состава посредством систематического прохождения курсов повышения квалификации, вовлечения преподавателей в работу по проведению самостоятельных научных исследований и т. д. Естественно, всё это требует соответствующего экономического и, в первую очередь, финансового обеспечения.

Не менее важным для реализации образовательной организацией своего основного предназначения является и состояние её текущей экономической (финансово – хозяйственной) деятельности. Данный вопрос включает в себя создание и последующее поддержание в исправном состоянии объектов образовательного кластера (учебных и административных зданий и сооружений), материально – техническое обеспечение учебного процесса и т.д.

Качественное решение всех обозначенных выше проблем создаёт определённую основу, фундамент для организации и обеспечения успешного осуществления деятельности по реализации образовательных программ. Соответственно, всё, что препятствует успешному решению обозначенных вопросов, может быть отнесено к числу факторов, являющих собой опасности и угрозы безопасности образовательной организации и требующих немедленного их устранения или выработки комплекса мер по противодействию им в случае их возникновения.

Переходя к разговору о причинах, порождающих эти факторы, следует отметить, что они во многом зависят от специфики конкретной образовательной организации, а также от отраслевых, ведомственных и региональных условий её функционирования и развития. Вместе с тем, известны три причины, которые можно отнести к числу наиболее характерных, актуальных для любой образовательной организации.

Первой из них является проблема недостаточного финансирования. Естественно, можно вести разговор о том, что финансирование столичных вузов и образовательных комплексов или аналогичных организаций, находящихся в Ямало–Ненецком или Ханты–Мансийском автономных округах существенно отличается от финансирования образовательных организаций так называемых депрессивных регионов. Однако хотелось бы посмотреть на проблему в более глобальном, геополитическом плане. И тогда нам следует признать, что недостаточное внимание к этому вопросу со стороны государства, к сожалению, серьёзно отражается на безопасности каждой конкретной образовательной организации нашей страны.

Два последующих фактора вытекают из первого и являются производными от него.

Речь идёт о коррупции и непрофессионализме. В первом случае даже те скудные денежные средства, выделенные для обеспечения деятельности образовательной организации порой просто разворовываются и не используются по своему основному предназначению. Второй случай подразумевает слабую подготовку и откровенный непрофессионализм соответствующих должностных лиц, отвечающих решение вопросов финансово – экономического обеспечения деятельности образовательных организаций.

Вместе с тем, следует признать, что грань между коррупцией и непрофессионализмом весьма условна и оба фактора представляют серьёзную угрозу безопасности образовательной организации.

И теперь мы вновь можем вернуться к вопросам физической безопасности обучаемых, административного и профессорско–преподавательского состава образовательных организаций. Данный компонент безопасности является интегральным и объединяет в себе все обозначенные выше проблемы. Следует объективно признать, что в организациях, в которых персонал (в том числе и сотрудники, непосредственно отвечающие за безопасность) отличается высокой мотивацией вследствие высокой заработной платы, хороших условий труда, активно проводимой воспитательной работы, где здания и помещения содержатся в образцовом состоянии и хорошо укомплектованы современными средствами наблюдения, контроля и оповещения, вероятность совершения террористических актов, преступлений и правонарушений значительно ниже, чем в организациях, где эти вопросы решаются менее эффективно.

Всё, отмеченное выше, носит универсальный характер и, возникнув много лет назад, сохраняет свою актуальность в наши дни. Однако специфика современного этапа развития человеческой цивилизации, вступление её в информационную стадию своего развития породила новые факторы, которые с одинаковым успехом могут как открывать новые возможности развития образовательных организаций, так и создавать нетрадиционные, неизвестные ранее возможности и угрозы. Речь идёт о массовом распространении информационных цифровых технологий и, порождённой ими цифровой экономике.

Каким образом они могут повлиять на деятельность образовательных организаций?

Если начать рассмотрение с оценки положительных тенденций, то объективно следует признать, что сегодня нельзя представить функционирование школы, вуза и даже детского сада без использования информационных технологий. Уместно вспомнить, что во многих школах утвердилась практика, согласно которой первоклассник, приходя в школу должен иметь при себе мобильный телефон с номера своих родных и близких для оперативной связи с ними. В дальнейшем их деятельность и деятельность их родителей связана с такими технологиями как МЭШ (Московская электронная школа) и аналогичными технологиями в регионах нашей страны. Этот перечень можно продолжить и расширить.

Но нас интересуют в большей степени угрозы, которые несут в себе информационные технологии. В первую очередь они связаны с «использованием механизмов информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников» [1].

Коротко подводя итоги нашего разговора, хотелось бы отметить, что сегодня мы только обозначили основные направления изучения этих факторов и все они нуждаются в дальнейших углубленных исследованиях.

Автор: Юрий Гуськов, д.п.н., профессор, профессор Департамента экономики и управления, руководитель образовательной
программы «Управление персоналом в образовании»

Источник: https://elibrary.ru/item.asp?id=48223040