Найти тему

С волками жить (зачеркнуто) С джентльменами жить – по-английски говорить.

Недавно получил вот такой комментарий под своей статьёй.

горжусь, что такие люди читают мои статьи. мой скриншот комментария
горжусь, что такие люди читают мои статьи. мой скриншот комментария

Порадовался за автора комментария, за его достижения, знание английского языка, вероятно, наличие морской яхты. Сам-то я только по Волге на яхте катался, на чужой, конечно.

Вспомнил, как когда-то хотел получить английский диплом капитана. Не яхтенного, конечно, а хотя бы рабочего, трудяги, перевозящего чужие грузы. Зачем? Да так, для престижа. Хотя, в принципе, он мне особо и не нужен был.

Разные у меня были дипломы. В зависимости от того, под какой флаг попадал на работу. Либерийский, панамский, кипрский, гондурасский, сингапурский. Вот образцы некоторых, которые сравнительно легко отыскались, в алфавитном порядке:

антигуа и барбуда. это книжка моряка, диплом где-то завалялся. фото автора
антигуа и барбуда. это книжка моряка, диплом где-то завалялся. фото автора
багамы. фото автора
багамы. фото автора
кипр. фото автора
кипр. фото автора
либерия. диплом и книжка моряка. фото автора
либерия. диплом и книжка моряка. фото автора
панама. фото автора
панама. фото автора

Ближе всех к английскому был гибралтарский. Ведь Гибралтар – это, считай, часть Великобритании.

гибралтар. фото автора
гибралтар. фото автора

Где-то ещё завалялись Гондурас и Сингапур. Попадутся на глаза - добавлю. Стопка макулатуры, оставшаяся на память. А когда-то были важными документами, дававшими возможность зарабатывать на хлеб с маслом.

Почему же английский диплом казался мне таким привлекательным? Наверное, потому что во всём мире известна фраза «Британия – владычица морей». И вот мне несказанно повезло - первым моим капитаном в иностранном флоте оказался именно англичанин.

надеюсь, вы отличите английского капитана от молодого старпома. из архива автора
надеюсь, вы отличите английского капитана от молодого старпома. из архива автора

Я, трепеща перед живым и ходячим кладезем морских традиций, спросил его, дипломы каких стран котируются в мире. Он назидательно поведал мне, что, конечно, лучшими считаются английские, потом идут немецкие и голландские. Так что мне свезло, что я мог брать пример с лучшего образца морского капитана.

Правда, постепенно я понял, что из опыта моего английского капитана мне перенять оказалось нечего. Стандартные команды, прокладка, которую нам преподавали в училище наши советские преподаватели. Навигацией он вообще не утруждался. Не царское это дело, для этого на судне имеются помощники. Единственное новое, что я от него услышал, это поучения, что филиппинцев надо гонять, не давать лениться, ведь они туземцы, бездельники от природы. Да и нас, славян, тоже дикарей, он приучил к порядку, заставил ходить в кают-компанию в белых рубашках. При этом для него не считалось зазорным ходить в шлёпанцах на голу ногу, зато в эполетах.

А его примерная трезвость вообще оказалась последствием прежней невоздержанности. Закодированный он был или нет, не знаю, но сам он признался, что был членом общества анонимных алкоголиков, поэтому теперь в рот не брал спиртного. В общем, этанол. То есть эталон!

Ну а вскоре его вообще списал суперинтендант, приехавший на ремонт судна и вскрывший финансовые злоупотребления нашего капитана. То есть, русским языком, приворовывал потихоньку. В общем, я убедился, что английский диплом – не гарантия высшей пробы.

Потом я попал к немцам, на Дойче-Африкан лайн.

обложка календаря. из архива автора.
обложка календаря. из архива автора.
а это рекламный плакат линии, завалявшийся на борту. из архива автора
а это рекламный плакат линии, завалявшийся на борту. из архива автора

Там капитаны были, в основном, немцы. А я сменил старпома-англичанина, которого выгнали после того, как по его недосмотру водой залило помещение носового подрулевающего устройства, что потребовало дорогостоящего ремонта. А в конце контракта немец-капитан сказал мне, что моей работой он доволен больше, чем работой моего предшественника-англичанина. Поэтому, они меня с удовольствием взяли на систер-шип (однотипное судно) на ту же линию.

Но здесь уже капитаном был англичанин, который снова начал выискивать недостатки в моей работе. В основном, безуспешно.

Хотя, был однажды такой случай. Как-то я качал балласт из помещения грузового бюро. Уоки-токи (walky-talky - переносная УКВ-радиостанция) стояла на столе включенная, чтобы слышать что происходит на судне. Слышу, капитан вызывает боцмана, что-то быстро говорит ему. Боцман-филиппинец бодро отвечает «Yes, Sir». Через несколько минут боцман приходит ко мне в офис с палубы и просит рассказать, что же ему поручил сделать капитан. Сам он переспросить не осмелился. Я тоже ничего не понял. Капитан у нас любитель использовать английский сленг, пошутить, да и произношение у него далеко от академического.

Пошёл я к капитану. Объяснил ситуацию. Попросил отдавать команды экипажу более разборчиво, придерживаясь Standard Marine Vocabulary. Но зачем англичанину знать стандартный морской словарь? Он сказал, чтобы я лучше учил английский.

Конечно, я не могу знать английский на уровне тех, для кого это родной язык. Но я понял, что это единственное преимущество англичан, которым они гордятся, по праву. По праву рождения.

Вскоре меня самого произвели в капитаны. Филиппинцы и бирманцы, как-то даже неожиданно для меня, начали обращаться ко мне «Сэр». Подчиненным носителям русского языка я рекомендовал обращаться ко мне проще, но без панибратства – «Товарищ капитан». Тем плодам демократии, кому слово «товарищ» становилось поперёк горла, разрешал называть меня просто по имени-отчеству.

Всё-таки с детства, когда я зачитывался книгами Сэра Артура Конан Дойля, у меня выработалось стойкое убеждение, что сэрами называют джентльменов, обладающими особыми высоконравственными качествами, коих мы не наблюдали в нашей повседневной босоногой жизни в СССР. Этому способствовал и образ благородного проницательного Шерлока Холмса в снятом у нас сериале.

Василий Ливанов в образе Шерлока Холмса. кадр из фильма
Василий Ливанов в образе Шерлока Холмса. кадр из фильма

Особенно под выразительную музыку композитора Дашкевича. Помните?

- Там, там, тарам, тарам, тарам. Там.

Там, там, тарам, тарам, там. Тарам, там.

Ну может, не совсем точно передал. С музыкальным слухом у меня неважно.

Тогда вот вам:

из интернета. за точность не ручаюсь. я в нотах не копенгаген.
из интернета. за точность не ручаюсь. я в нотах не копенгаген.

И так не понятно? А Вы тоже без музыкального образования. Ну тогда пройдите по ссылке.

Прониклись? То-то же.

Говорят, сама английская королева прослезилась от умиления, посмотрев наш сериал. Мол, никто так художественно не передали всего благородства англичан, как наш актёр Василий Ливанов. Говорят, даже присвоила ему рыцарское звание.

А вскоре и ихняя Би-Би-Си, завидуя нашим прославителям английского благородства, попыталась снять фильм о военно-морском флоте Великобритании. Славная история славного английского флота, завоевавшая могущество Британской империи во всем мире. Конечно, есть чем гордиться английским джентльменам.

морская империя. обложка видео
морская империя. обложка видео

Но в погоне за правдивостью своей летописи, а также, чтобы подчеркнуть древность происхождения английского флота, Би-Би-Си показали истоки его создания, о чём англичане не особо любят вспоминать.

Оказывается, героический флот берёт своё начало от торговли «живым товаром» и пиратства. Знаменитый капитан Фрэнсис Дрейк поначалу возил «черное дерево» из Африки в Новый свет, но из-за сильной конкуренции с испанцами, пошёл на натуральный захват испанских галеонов, груженных колониальным товаром. И тут он обнаружил, что заниматься пиратством гораздо выгодней, чем коммерцией. Захваченной добычей, по законам тех времён, Дрейк поделился с королевой Елизаветой, за что был произведён в дворянское звание, и став Адмиралом, он уже грабил испанские корабли от имени королевы.

А вскоре королева сообразила, что можно грабить не только корабли конкурирующих стран, но и прибрежные государства. Расходы на постройку военного флота быстро окупались прибылью, поступающей в казну от грабежа колоний. Или как говорили сами англичане, от приобщения невежественных аборигенов, к истинной вере и культуре. А радостные туземцы в благодарность несли английским «просветителям» несметные сокровища.

Помните, у Конана Дойля, любой англичанин, побывавший в Индии, привозил в виде сувениров, кучи драгоценных камней, которые у них потом пытались отобрать злодеи, на чьём пути вставал бескорыстный борец за справедливость бесстрашный сыщик Шерлок Холмс.

При этом джентльмены как-то забывали рассказать о геноциде местного населения тех стран, откуда сокровища рекой текли в казну Британской империи.

из интернета
из интернета

Короткий фильм о миллионах жертв колониализма Британской империи можно посмотреть здесь.

Скромность и умение держать язык за зубами – отличительная черта джентльменов. Они скромно умалчивают, как помогли уйти на тот свет российскому императору Павлу Первому, когда тот вознамерился составить конкуренцию британскому владычеству в Индии. Не знаю, чем им не угодил Петр Третий, но возведение на российский престол немки Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербской, ставшей потом Екатериной Великой, тоже не обошлось без их участия. Ну а простого мужика Гришку Распутина застрелить английскому кадровому офицеру Освальду Райнеру – это вообще пустяк.

Поэтому неудивительно, что и драгоценности Российского императорского дома вскоре тоже попали на венценосных особей дома Виндзоров.

из интернета. там просто куча драгоценностей. как они попали в Англию - никто толком не знает.
из интернета. там просто куча драгоценностей. как они попали в Англию - никто толком не знает.

Видимо, знаменитая честность джентльменов просто притягивает к ним богатства. Всем известна правдивая история, когда Василий Иванович Чапаев, побывав в Англии, стал там джентльменом и сказочно разбогател.

из интернета. который никогда не врёт.
из интернета. который никогда не врёт.

Да и постсоветская история тому подтверждение. Все самые честные деятели России быстро разбогатели и осели на берегах туманного Альбиона.

наши люди в англии. из интернета
наши люди в англии. из интернета

Юрий Лужков, бывший мэр Москвы, сам не слишком богатый, в силу своей стеснительности, привёз в Лондон свою супругу – миллиардершу Елену Батурину.

из интернета.
из интернета.

Это один из немногих случаев джентльменш, веяние времени.

Раньше-то джентльмены проще поступали со своими жёнами.

продажа жены джентльмена с аукциона. кадр из документального фильма по тв. сам смотрел недавно
продажа жены джентльмена с аукциона. кадр из документального фильма по тв. сам смотрел недавно

Тут, думаю, многие мужчины захотели бы тоже стать подобными джентльменами. Но время ушло, его вспять не повернуть. Джентльменство стало уже не тем, что было давеча.

Наши вновь испечённые джентльмены не дадут соврать. Как доверчиво они поверили старым английским джентльменам, привезя в Англию всё своё самое дорогое: жён, детей, любовниц, капиталы, сворованные в России заработанные непосильным трудом. И вот результат: счета блокируют, яхты арестовывают. Как жить дальше? Неужели опять возвращаться в нецивилизованную Россию? Хорошо, что есть еще земля обетованная, где тоже рады приютить соотечественников с миллиардами на банковских счетах.

новости из интернета.
новости из интернета.

Трудно быть сейчас джентльменом. Их поголовье начинает стремительно сокращаться. Исчезающий вид, можно сказать. А вы встречали в своей жизни настоящих джентльменов? А сами вы, извините, не джентльмены, случаем?

Спасибо за прочтение и комментарии.