Найти тему
Сельский учитель

“Снова двойка за поведение”. Глава СПЧ хочет вернуть неуд, который будет влиять на баллы ЕГЭ

Оглавление

И снова возвращается двойка за поведение в школе. Точнее, пока идут лишь разговоры об этом, но не удивлюсь, если в будущем это случится. Более того, в некоторых электронных системах давно есть такая графа «Поведение на уроке», куда учителя реально ставят оценку, которая влияет на четвертную и итоговую. В нашем случае оценка за поведение может повлиять на баллы ЕГЭ.

Предложение от главы СПЧ

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев заявил, что готов обсудить возвращение оценки за поведение. Он напомнил, что в конце прошлого года президенту были озвучены основные проблемы школьного образования (видео я оставлю в конце статьи) и влиять на «хулиганов» педагоги сегодня не могут. Он вспомнил случаи, когда учителей унижают, оскорбляют, издеваются, снимают видео и выкладывают все в сеть.

Хорошим рычагом влияния на это он видит как раз в оценке за поведение.

«Если за ГТО и волонтёрство баллы добавляют, то почему бы со злостных хулиганов эти баллы не снимать», - сказал Валерий Александрович.

Ставят ли «двойку» за поведение в 2024 году

Конечно, да. Но давайте сразу поясню. В различных электронных дневниках такая графа есть. Но по умолчанию стоит «Ответ на уроке». Другими словами, учитель может при всех сказать, что тебе сегодня я ставлю «2» за поведение и дети знают о такой графе в журнале, и, естественно, такая отметка повлияет на четверную оценку.

Другое дело, если учитель в журнале выберет специальную графу «Поведение на уроке» и выставит оценку. Возможно, на этот случай в школе есть какой-нибудь локальный акт, хотя я такой никогда не видел и быть его не должно.

Кто-то здесь скажет, что оценка ставится только за знания, а не за поведение и будет прав. Но у некоторых коллег реально остаётся мало способов повлиять на поведение некоторых учеников.

Мнение родителей

Мнение, как всегда, разделилось на два лагеря. Одни категорически против такой оценки, другие вспоминают советскую школу, где любой ученик мог получить указкой или линейкой от трудовика. Третьи считают, что только родитель может быть единственным авторитетом для ребёнка.

«Родители должны быть для ребёнка единственным авторитетом, а учитель во вторую очередь, если он не противоречит ценностям семьи. Как пример. Воспитываю в концепции — ты человек, у тебя есть мозг, с тобой не надо как с животным кричать, бить, чтоб ты поняла. Ты должна понимать человеческую речь.

Вызывают в школу. Учитель жалуется такая, мол, такая растакая и то и это. Долго выслушиваю. Потом пытаюсь донести, что ребёнок так реагирует, если на него повышать голос. Учитель игнорирует и всё продолжается в том же духе. Через 3 месяца учитель сдаётся, меняет тактику, начинает с ребёнком разговаривать - ребёнок сразу меняет своё поведение в лучшую сторону. Дело в том, что, говоря про тандем, учитель считает себя в этом тандеме главным по определению, а так быть не должно. Главным для ребёнка должны быть родители!».

Ребёнок расстроился из-за двойки
Ребёнок расстроился из-за двойки

Мнение учителей

Некоторые коллеги считают, что всё зависит только от учителя. «У нас всё от учителя зависит, их много, уроков много, конечно, они ёрзают, дёргают друг друга, кто как реагирует. Кто-то без разбора сразу дневник на стол требует, кто-то молча в электронный дневник ставит. Хотя я считаю это неправильно.

Если ребёнок отвлёкся, то можно сделать замечание, потом попросить дневник, потом отправить из класса. Нервы целее будут у всех. Я со своей стороны принимаю меры, когда вижу замечания. Считаю недопустимым такое поведение на уроке. Учитель один, детей 30, классов много. Нужно это ребёнку правильно подать, дабы нимбы до 11 класса не носили».

Мнение экспертов

Эксперты, как и родители, пока разделяются во мнениях. Одни считают это отличной идеей, другие осторожничают и просят все решения принимать обдуманно. Например, если взять началку, то такой инструмент в руках учителя может сыграть хорошую роль. Только вначале надо поставить в известность всех родителей, ведь мало, кто смотрит, за что именно стоит та или иная оценка. Со старшими классами такой способ вряд ли сработает, ведь для поступления в тот же вуз, её [оценку за поведение] никто не спрашивает.

«Сейчас мы пытаемся возродить хорошие практики из российского и советского опыта, это здорово, но вот оценка по поведению такой практикой не кажется», - говорит директор школы. «Для хулигана, если он уже пошёл «в отрыв», это может стать скорее не мерой воздействия, а поводом, вызовом продолжать хулиганить, хамить и так далее. А если ребёнок не был хулиганом и его «понесло» как-то вдруг? Это уже повод привлечь психолога, выяснять, что не так. А вообще, сегодня будущих учителей нужно учить работать в сложных, нестандартных ситуациях при сложном поведении детей».

Не только в начальной школе весело на перемене😊
Не только в начальной школе весело на перемене😊

«Оценки за поведение не должны быть смешаны с оценками академической успеваемости, - считает глава родительского комитета одной из московских школ. «Можно вводить рейтинги учеников, можно поощрять грамотами и теми же дополнительными баллами за прилежание. Но надо искоренить карательную систему! Почему сразу настрой на "плохо себя ведёт - снизим ЕГЭ"?».

«Не должно быть скоропалительных решений. Подростки иногда в силу переходного возраста могут выражать своё мнение специфически», - подчеркнул эксперт. «Для педагогов это может быть опасным, есть риск скатиться на давление. При этом, конечно, нужны меры наказания для хулиганов, которые систематически срывают учебный процесс», - представитель Национальной родительской ассоциации.

«Оценка — это не инструмент поощрения или наказания. К тому же могут пострадать нестандартные дети, которые мыслят не шаблонно, и подчас очень неудобны тем, кто консервативен», - рассказал директор лицея. «Я сам в десятом выпускном классе едва не отхватил "неуд" по поведению, играя на последней парте в "морской бой" на тех уроках, которые мне не нравились. Но если урок подготовлен и интересен ученикам - на нём нет места шалости. Среда формирует личность, а не оценки и запреты».

Пишите в комментариях, как вы считаете, надо ли вернуть оценку за поведение в российских школах или нет.