Найти тему

Китаец с европейскими корнями. Тест автомобильной 3-полосной акустики Sennuopu SK-8

Оглавление

А давайте-ка порушим заезженный стереотип, что Sennuopu – это только процессорные усилители. На изучении – 3-полоска для поканальных систем. Мало того, что оказалось интересной по своей концепции построения, так ещё числится в близких родственниках у Dynaudio. В общем, занятная модель. Разберу всё, как обычно, с пруфами. Задача – понять, под какие зайдёт предпочтения, и что учесть, чтобы «приготовить» её как надо.

Итак, 3-полосный комплект носит название Sennuopu SK-8. По данным официального российского сайта бренда его цена на момент теста – 24900 рублей. Состоит из мидбасовых динамиков Sennuopu Y-65, 3-дюймовых среднечастотников Sennuopu Y-35 и твитеров с титановыми куполами Sennuopu Y-20.

Вообще, ещё есть версия с пассивными кроссоверами, но у меня в руках оказалась именно «активная» – для поканалки. Заодно будет повод оценить, на каких частотах искать оптимальные разделы полос.

Понятное дело, упоминаний самого бренда Dynaudio нет, но надпись «Designed in Denmark» на динамиках для корректности присутствует.

-2

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Начну с НЧ/СЧ динамиков Sennuopu Y-65. Выглядят опрятно, корзины – литые с «алмазной» проточкой. Моторы закрыты алюминиевыми кожухами в необычном изумрудном матовом металлике.

-3
-4

Диффузоры заявлены как полипропиленовые, причём если попробовать на изгиб, то конусы неожиданно жёсткие (композит MSP, знакомый по Dynaudio, уж не ты ли это?). Центральные колпачки – алюминиевые. Нечасто приходится видеть материалы в таком сочетании. Верхние подвесы – резиновые, мягкие – чтобы минимизировать воздействия на края диффузоров.

-5

Центрирующие шайбы – с прогрессивным профилем, т. е. шаг и высота «волн» переменные – уменьшаются к центру. Это чтобы избежать резонансов, обычно приводящих к неравномерностям АЧХ (чаще всего «съедается» отдача в узкой области порядка нескольких сотен Герц). Посмотрим.

-6

Калибр звуковой катушки в описании не указан, но похоже на дюймовую.

-7

Перехожу к среднечастотникам Sennuopu Y-35. Построены тоже на литых алюминиевых корзинах. Сетки несъёмные, но при необходимости их можно аккуратно удалить: клеевой состав позволяет. Материал диффузоров – тот же полипропиленовый композит плюс алюминиевые колпачки.

-8

Моторы – на ферритовых магнитах, достаточно крупные, тоже закрыты алюминиевыми кожухами (их диаметр получается 6,3 см).

-9

Внешний диаметр динамиков по фланцу – 9,1 см, монтажная глубина – 4,2 см.

-10

Теперь твитеры Sennuopu Y-20. Выполнены в точёных алюминиевых корпусах, с 25-миллиметровыми титановыми куполами на шёлковых подвесах. Достаточно плоские, монтажная глубина – всего 15 мм.

-11
-12

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ

Для начала измеренные циферки, потом комментарии. Их будет много, разобрать тут есть что.

-13

Измеренные параметры Sennuopu Y-65 (НЧ/СЧ динамик):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 46 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 19,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,93
  • Qes (электрическая добротность) – 0,46
  • Qts (полная добротность) – 0,40
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,3 дБ

Измеренные параметры Sennuopu Y-35 (СЧ динамик):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 135 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,46 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,88
  • Qes (электрическая добротность) – 1,55
  • Qts (полная добротность) – 1,17
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,5 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,8 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 81,0 дБ

Концепция самого комплекта. Я этот принцип обычно называю «итальянским». Ну просто он чаще встречается именно у акустики итальянских производителей – низкодобротные мидбасовые динамики с сильными моторами плюс среднечастотники с высокой добротностью.

Причины у такого сочетания на самом деле есть, оно в первую очередь нацелено на системы с пассивными кроссоверами – позволяет выровнять субъективно отдачу по полосам и лучше свести их по импульсному отклику: сильный мотор у НЧ/СЧ звена лучше справляется с более крупным и инертным диффузором, в то время как для более лёгкого СЧ мотор намеренно немного «расслабляется».

Не думаю, что в случае с процессорной поканалкой этот подход актуален, но не будем забывать, что акустика изначально была создана с пассивными кроссоверами.

НЧ/СЧ динамики Y-65. Смотрите, как интересно построен динамик – довольно мягкие центрирующие шайбы (большой Vas под 20 литров) при средней массе подвижки (Mms около 15 грамм) дали непривычно низкий резонанс (Fs вообще 46 Гц получился). В глубину они действительно неплохо забираются, но делают это без фанатизма – добротность-то низкая, так что «лютого бомбилова» не ждите. Зато с достойным усилителем можно ожидать неплохого контроля – за «держак» тут отвечают не механические подвесы (помним про мягкие центрирующие шайбы), а как раз моторы.

СЧ динамики Y-35. При таких параметрах зажимать динамики в объёмы точно не нужно, им однозначно нужен Free Air. Это, конечно, ограничивает их применение в кастомных инсталляциях (про штатные места не говорю, там как раз с этим проще). Но если смотреть на параметры не в отрыве от всего остального, а попутно оценивать конструкцию, то напрашивается вывод, что к ним шли целенаправленно – играя в первую очередь высотой зазора, конфигурацией короткозамкнутого витка (он же – кольцо Фарадея) и т. д. Возможную причину я как раз описал выше – подогнать СЧ по отдаче и импульсному отклику к мидбасовому динамику.

АНАЛИЗ РАБОТЫ НЧ/СЧ ДИНАМИКОВ SENNUOPU Y-65

Параметры Тиля-Смолла – это хорошо, но далеко не всё, так что смотрим дальше. Как и ожидал, АЧХ получается с небольшим спадом отдачи с понижением частоты, но плавным. Так что по факту динамики не лезут акцентировать бас, хотя и умеют забираться вниз, не уходя при этом «в разнос».

-14

Фазовая характеристика наглядно показывает наличие или отсутствие локальных резонансов (по факту, это отставания или набеги одних частотных составляющих относительно других). У Sennuopu Y-65 с этим всё обстоит очень прилично – редкая линейность. Разве что около 800 Гц можно заметить остаток лёгкого локального резонанса, почти не отразившегося на АЧХ (обычно резонансы либо «выедают» провалы в АЧХ, либо «выращивают» на ней горбы – всё зависит от их причин). Тут же – всё довольно гладенько.

-15

Ну и наглядно о контролируемости динамика усилителем. Обратите внимание, с понижением частоты искажения почти не растут. А меж тем, я делаю это измерение не на пониженной, а на вполне обычной громкости.

-16

АНАЛИЗ РАБОТЫ СЧ ДИНАМИКОВ SENNUOPU Y-35

Из-за повышенной добротности получился лёгкий горбик на нижнем краю рабочего диапазона, но это не значит, что динамик можно отпускать работать до этих частот – можно словить искажения. Да, запас есть, они растут плавно с понижением частоты, не скачком, но всё же. Впрочем, для 3-дюймового калибра в любом случае рационально настраивать ФВЧ не ниже 300-350 Гц, а с этой отметки они чувствуют себя вполне нормально.

-17
-18

Хоть динамики и стараются забраться повыше, после 2,5-3 кГц уже начинают проявлять направленность (это естественно для их калибра). Тем не менее, до 7-8 кГц ведут себя достаточно линейно, без явно выраженных резонансов. Это даёт немалую свободу в настройке стыка с твитерами.

-19

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТВИТЕРОВ SENNUOPU Y-20

По оси твитеры показывают плавный изгиб АЧХ в области 10 кГц, но уже с лёгким разворотом в рабочем диапазоне всё становится ровно. А учитывая, что в машине твитеры в любом случае видны под небольшим углом, характеристику можно назвать более чем приемлемой. «Титановые» резонансы, судя по всему, неплохо демпфированы и уведены за область слышимого диапазона.

-20

С понижением частоты рост искажений происходит плавно, так что свобода в настройке стыка с СЧ звеном есть – резкого появления характерной жёсткой рези можно не опасаться. Чуть дальше всё это проверю на деле.

-21

ПРОБА НА ДЕЛЕ, КАК «ГОТОВИТЬ» АКУСТИКУ

НЧ/СЧ динамики. Действительно достаточно ровное звучание в среднечастотном диапазоне, причём открытое и с хорошей проработкой деталей – сильные моторы дают о себе знать и неплохо ведут диффузоры вслед за подаваемым сигналом.

Казалось бы, это позволяет использовать их в том числе в 2-полосных системах, но, как и предполагал, получается эффект «lack of bass» – вроде бы и вниз забираются неплохо, и в гудение не сваливаются, но мидбасовый диапазон по уровню скромный.

А вот в поканальной 3-полоске количество баса относительно СЧ диапазона не столь важно, потому что динамики работают в узком диапазоне, и вы просто регулируете количество мидбаса настройками стыка с СЧ звеном и тупо уровнем сигнала в этих каналах.

Попробовал соорудить 3-полоску с имевшимся под рукой процессорным усилителем, делюсь результатом. Если оставить динамикам только НЧ, бас получается достаточно глубоким, но по своему характеру он «мягкий» – на электронной музыке, скорее, обволакивает, нежели вколачивает в грудь. Хотя на сложных басовых партиях рельеф прорабатывается достойно. На гудение и ранний уход «в разнос» нет и намёка.

Тем не менее, насиловать динамики слишком низкими частотами не нужно, и лучше подобрать им хороший лёгкий и отзывчивый саб.

СЧ динамики. Ключевой момент – динамик нужно обязательно ставить Free Air или близко к такому оформлению. В тесных объёмах (а меньше 2 литров – это для него уже тесно) теряется динамика, звучание потяжелеет. Чем больше найдёте им объёма, тем лучше. Как вариант, можно обратить внимание на те же штатные места в панели.

Субъективно пытаются прикинуться широкополосными и тянутся в ВЧ область, хотя на верхах, конечно, заметно уступают по детальности твитерам. Да этого от них никто и не требует, но такой характер в любом случае даёт свободу в настройке стыка с ВЧ звеном. Учитывая способности твитеров, я бы искал оптимум в районе 4-6 кГц.

Внизу чувствуют себя неплохо, в мидбасовую область не лезут, но тянутся к ней без ранней перегрузки. Так что стыковать с НЧ можно достаточно низко – ориентируясь только на его калибр и здравый смысл (для 3-дюймового излучателя опускать ФВЧ ниже 300-350 Гц – ну такое себе).

Твитеры. Были опасения насчёт металлической звонкости в звучании, но, к счастью, не оправдались: титановые купола ведут себя здесь прилично. Тёплым звук не назову, но и откровенной колкости тоже нет. Вообще, получается неплохое сочетание – на верхах есть тот самый «воздух», которого многие как раз ждут от металлических твитеров, где нужно – есть должная острота, но при этом звук не утомляет и не колет уши. Сочетание понравилось.

Из замеченных особенностей – лояльность к углам разворота. Верха не теряют свою «прозрачность», даже если твитеры видны под значительным углом, а то и вовсе смотрят друг на друга. Это позволяет немного расслабиться при выборе мест для их установки.

По настройкам ФВЧ свобода есть, причём настолько, что если бы это была 2-полоска, можно было бы даже состыковать твитеры с НЧ/СЧ динамиками невысокими порядками. Ну а в 3-полоске – и тем более.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

Акустика понравится тем, кто слушает много «живой» музыки вроде джаза, блюза, красивого вокала, инструментала и т. п., неплохо зайдёт под олдскульный рок. Способна хорошо прорабатывать детали и звучать «открыто», при этом не утомлять и не терять в комфортности – хорошее сочетание. Всё это, разумеется, при должной настройке, главное, что потенциал для этого есть.

Что касается особенностей установки, то единственный принципиальный момент – необходимость ставить среднечастотники в оформление Free Air или близко к этому (будь то штатные места в панели или кастомные подиумы). Тесных объёмов они не любят.

В этом смысле, кстати, даже мидбасовые динамики выглядят более универсальными – покажут «академичное» звучание баса при обычной установке в двери или же можно попробовать соорудить для них корпуса, причём фазоинверторные, и получить басок поплотнее (как вариант, 10-12 литров с портом примерно на 50 Гц). Честно говоря, сложилось впечатление, что они вообще родом из «домашки».

Если же отбросить экзотику с корпусами и вернуться к обычной дверной установке, то сабвуфер к этой акустике я бы подбирал лёгкий и не особо инертный. Но не из-за того, что акустика не умеет забираться вниз (умеет, хоть и скромничает в басовой области), а чтобы он соответствовал её «скоростным» свойствам, просто свести будет легче.

Плюсы:

  • Доступная для своих возможностей цена
  • Понравится любителям «живых» жанров без громкого фанатизма
  • В динамиках нет сильных резонансов, предсказуемы в настройке
  • Мидбасовые динамики универсальны и могут работать в корпусах

Минусы:

  • СЧ не любят установку в тесные объёмы
  • Могут не зайти любителям жёсткого гипертрофированного баса