Обладатель знаменитой «Голубой ленты Атлантики», пассажирский пароход «Юнайтед Стейтс» в 70-х годах двадцатого века был выставлен на продажу. Интересно или правильнее сказать, символично, что конгресс США 370 голосами против 6 одобрил предложение о продаже именитого пассажирского судна. Супербыстрого и очень крутого лайнера. Да еще и с таким названием…
А как же патриотизм? Видимо, практичность американцев, вошедшая в поговорки, которые называли его любовно «The Big U» (большой Ю), все-таки опередила патриотический настрой.
Это крупнейшее американское пассажирское судно вышло на трансатлантическую линию в 1952 году. Сразу же поставило рекорд по скорости– 35,6 узла (66 км/час), тем самым "подвинув" известный лайнер "Куин Мэри", с его рекордом 1936 года в 30,5 узлов (56 км/час). И сразу же завоевало вожделенный приз – голубую ленту Атлантики.
Кстати, до сих пор этот рекорд не побит.*
После нескольких лет эксплуатации, правительство США прекратило дотации лайнеру, и в 1969 году судно поставили на прикол. И здесь «Большой Ю» тоже был первым: его стоянка обходилась около 62 тысяч долларов в год. По тем временам колоссальная сумма.
«Большой Ю» стал обладателем сразу нескольких рекордов: не только по скорости, а также по стоимости строительства и содержания.
Постройка судна обошлась в 80 миллионов долларов, больше половины от всей суммы строительства взяло на себя правительство США.
«Юнайтед Стейтс» –прошел в общей сложности около 3 миллионов миль на просторах Атлантики и перевез около миллиона пассажиров.
В течении более чем двадцати лет после "окончания карьеры" лайнер неоднократно покупался разными круизными компаниями, в надежде переделать его в современное круизное судно и дать новую жизнь знаменитому пароходу.
Но эти планы в силу разных причин не увенчались успехом, и в конце концов «Юнайтед Стейтс» в очередной раз был поставлен на прикол, а затем продан общественной компании для восстановления былой славы. Но благотворительный денежный поток в нужных размерах, к сожалению, не пролился на палубы и надстройки судна, хотя даже были начаты восстановительные работы на нем.
Так и стоит он, неприкаянный у родных берегов в ожидании решения своей судьбы.
А ведь когда-то президент Америки Гарри Трумэн считал пассажирский лайнер «Юнайтед Стейтс» своим детищем, и лично присутствовал на церемонии спуска лайнера на воду. А когда в июле 1952 года, когда судно отправилось в первый рейс, на его борту находилась дочь Гарри Трумэна – Маргарет.
*- Сразу предвижу споры по поводу побития рекорда. Фактически, два судна побили этот рекорд: катамаран «Sea Cat» в 1990 году. Средняя скорость составила 37,5 узла (69 км/час) и яхта «Destriero», Средняя скорость составила 53,1 узел (98 км/час). Вроде как яхте даже вручили голубую ленту, но официально этот рекорд не был засчитан. По-моему мнению-скоростной катамаран, пусть даже пассажирский и крутая яхта – это не полноценные пассажирские суда. Но, повторюсь, это мое личное мнение.