Послевоенные 1950-1960-е годы в Советском Союзе стали периодом социального оптимизма. Победа в Великой Отечественной войне, развенчание культа И.В. Сталина, быстрое восстановление народного хозяйства после войны – все эти факторы давали надежду на более благополучную жизнь. В ней была не только бесконечная работа, но и домашний уют, общение, чтение… А также покупка не только предметов острой необходимости, но и вещей красивых – для души. Поэтому в этот период широкое распространение получили самые разные изделия из фарфора, бисквита (разновидность неглазурованного, матового фарфора) и керамики. Большой спрос рождал большое предложение, и на комодах и тумбочках устраивались слоники, кошечки, балерины, доярки и Аленушки самых разных мастей.
Но особое место в ряду фарфоровых изделий занимают скульптурные изображения писателей, деятелей науки и культуры. Их приобретали и дарили представители интеллигенции – преподаватели, врачи, инженеры, ученые и т.д. Такой подарок выбирался с любовью и очень ценился.
Об этом свидетельствует экспонат из собрания Нижнетагильского музея-заповедника – скульптура малых форм «А.С. Пушкин», автор Лысенко Михаил Григорьевич. Скульптура выполнена из бисквита и изображает русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в Петербурге на прогулке по набережной реки Невы. Поэт представлен в полный рост в расслабленной позе, фронтально по отношению к зрителю. Руки полусогнуты, ладони опущены на перила.
Тема Пушкина на прогулке развивалась в творчестве многих художников. Широко известна картина И.Е. Репина «Пушкин на набережной Невы. 1835 год», над которой он работал более тридцати лет. В продолжение темы, скульптор М.Г. Лысенко изобразил поэта в статичной позе, он как бы замер, любуясь видом Петербурга с набережной Невы. Первоначально модель нашла воплощение в мраморе (изображение опубликовано в монографии А. Нименко. и датируется 1940 годом). Массовый тираж статуэток из бисквита по той же модели был осуществлён в 1957 году и приурочен к 120-летию со дня смерти поэта. Существует также вариант подобной скульптуры в группе с А. Мицкевичем, отлитый из бронзы.
Скульптура «А.С. Пушкин» изготовлена на Полонском заводе художественной керамики (ПЗХК), который был основан в городе Полонное Волынской губернии купцом А.Я. Бричкой в 1895 г. По другим источникам завод был основан в 1880 году. В период с 1927-1956 года на базе этого завода существовала артель «Керамик», которая выпускала бисквитные фигурки. Иногда они раскрашивались вручную. С сентября 1956 года завод стал государственным предприятием и получил название «Полонский завод художественной керамики», сокращенно – (ПЗКХ).
Представленная скульптура украшала дом известных тагильчан Гуськовых. Конечно, скульптурное изображение великого поэта, было ими любимо и хранимо. Мы не знаем, купил ли её кто-то из членов семьи или это был подарок. Не исключено, что скульптуру привезла в Нижний Тагил Ангелина Константиновна Гуськова, к тому времени кандидат медицинских наук, уже работавшая в Москве.
Давайте посмотрим, что это была за семья.
Константин Васильевич Гуськов (1892-1979 гг.) в 1921 году окончил медицинский факультет Томского университета. В 1926 году приехал в Нижний Тагил. С 1929 года по 1941 год заведовал гинекологическим отделением во II Советской больнице (так тогда называлась Демидовская больница). В 1937 году под руководством доктора Гуськова там был открыт первый в Нижнем Тагиле онкологический пункт, которым он заведовал.
В годы Великой Отечественной войны Константин Васильевич руководил санитарным поездом, который доставлял раненных бойцов в тыл для дальнейшего лечения.
К.В. Гуськов был высококвалифицированным врачом-гинекологом и внес большой вклад в развитие в нашем городе службы акушерства и гинекологии. В 1952 году К.В. Гуськов был награжден высшей правительственной наградой – «Орденом Ленина», в декабре 1957 года получил звание Заслуженного врача РСФСР.
Супруга К.В. Гуськова – Зоя Васильевна Гуськова (1896 - 1977) – музыкант, работала в Нижнетагильском театре кукол.
Их старшая дочь – Ангелина Константиновна Гуськова (1924-2015 гг.) пошла по стопам отца. Она родилась 29 марта 1924 года. Обучение в Свердловском государственном медицинском институте пришлось на тяжелые годы Великой Отечественной войны.
Успешно окончив его в 1946 году, Ангелина стала врачом в 4-м поколении семьи Гуськовых. После окончания института проходила ординатуру в клинике нервных болезней и нейрохирургии. В 1949-1953 годах работала заведующей неврологическим отделением медико-санитарного отдела в Озёрске Челябинской области. В 1951 году защитила кандидатскую диссертацию. С 1953 года Ангелина Константиновна занималась радиологией, диагностикой и лечением лучевой болезни. Она – доктор медицинских наук, профессор, автор более 200 публикаций. Её деятельность высоко оценена многими Почетными званиями и премиями.
Младшая сестра – Татьяна Константиновна Гуськова (1926 – 2016 гг.) родилась в Нижнем Тагиле в 1926 году. В 1944 году окончила школу № 32. А в 1951 году – исторический факультет Уральского государственного университета, после чего работала в школах города.
С 1955 по 1970 год Т.К. Гуськова работала в Нижнетагильском краеведческом музее. Одновременно она окончила аспирантуру Московского государственного университета и в 1965 году защитила кандидатскую диссертацию по истории Нижнетагильского горнозаводского округа.
Т.К. Гуськова стала одним из основателей исторического факультета Нижнетагильского государственного педагогического института, где она работала с 1976 года. Итогом ее научной деятельности последних лет стали публикация монографии «Заводское хозяйство Демидовых в первой половине XIX века» и защита диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук.
Семья Гуськовых широко известна в Нижнем Тагиле.
В 2016 году ушла из жизни последняя ее представительница – Т. К. Гуськова, и скульптура «Пушкин на набережной Невы» обрела свое место в собрании музея-заповедника как память о 1950-х годах и семье выдающихся тагильчан-интеллигентов Гуськовых!
Алена Владимировна Гильчина, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»