Найти тему
Академия РОСТУМ

Что важно знать о детской самостоятельности? И почему родителям и педагогам стоит поддержать ребенка на пути к ней.

Сделай сам: как научить ребенка действовать самостоятельно

Самостоятельность – одно из важнейших качеств в жизни каждого человека, развитию которого стоит уделять особенное внимание уже в раннем возрасте. Перед взрослыми стоит важная задача способствовать формированию самостоятельности у детей и создавать благоприятные условия для их личностного развития.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок научился брать ответственность за свои решения, предоставьте ему возможность выбора и самостоятельных действий без помощи взрослого. Такой подход позволит ребёнку проявлять элементарный уровень самоконтроля, давать оценку своей деятельности, осознанно поступать в ситуациях с определёнными требованиями, понимая уровень принимаемой ответственности.

Будет ли ребёнок самостоятельным – зависит в большинстве случаев от родителей. Важно в нужный момент принять самостоятельность своего ребёнка, отпустить его от себя, принять его взросление и формирование личной точки зрения. Создать правильную атмосферу взросления на самом деле очень сложно: родители стремятся уберечь ребёнка от опасностей и трудностей, усиленной опекой лишают его возможности развивать критическое мышление. Главная задача взрослых в этой ситуации не защитить ребёнка от сложностей, а научить его с ними справляться. Естественная забота не должна переходить допустимые границы и превращаться в гиперопеку, последствиями которой становятся низкая самооценка и мотивация, невозможность решить проблему, даже если это элементарная задача, которая ребёнку по силам.

Начните с простых бытовых навыков, таких как личная гигиена и выбор одежды. Пусть ребёнок самостоятельно следит за чистотой одежды, протирает обувь, убирает за собой игрушки или ухаживает за питомцем. Так ребёнок постепенно начнёт привыкать к необходимости планировать своё время, научится отвечать за сохранность и чистоту личных вещей. Не бойтесь постепенно передавать ребенку ответственность в различных сферах, осознавая, что это одна из важнейших инвестиций в его будущее.

Развитие самостоятельности у дошкольников

Регулярное посещение детского сада – ещё одна ступень формирования у ребёнка самостоятельности, личной инициативы и готовности к принятию собственных решений. В условиях дошкольного образовательного учреждения ответственность за развитие самостоятельности детей несут педагоги. Преподаватели должны стремиться к поддержке инициативы детей в различных видах деятельности. В возрасте 5-7 лет ребёнок способен уже самостоятельно выбирать себе род занятий, а также друзей по совместным играм и активностям. Ребёнок старшей дошкольной группы может самостоятельно найти объяснение поступкам людей, готов к волевым усилиям и принятию собственных решений.

-2

Важными условиями дошкольного образования, влияющими на развитие самостоятельности ребёнка, являются:

  • Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, всестороннее развитие;
  • Построение образовательного процесса, в котором ребенок может самостоятельно выбирать содержание своей деятельности или игры
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий.
  • Поддержка детского замысла и инициативы.

Каждый вид деятельности в условиях детского сада своеобразно влияет на развитие самостоятельности ребёнка:

  • Игровая деятельность способствует развитию самостоятельности и активности. В процессе игры ребёнок учится договариваться, сотрудничать и выполнять коллективные действия.
  • Продуктивные виды деятельности формируют независимость ребёнка от взрослого.
  • Трудовая деятельность формирует осознание последовательности собственных действий, приводящих к искомому результату, проявляет в ребёнке настойчивость, способность к самоорганизации и критическому мышлению.
  • Общение со сверстниками позволяет формировать в представлении ребёнка образ своих товарищей, каждый из которых является самостоятельной личностью с индивидуальными особенностями характера. Через образ других детей ребёнок осознаёт и свой собственный образ, формирует объективную самооценку, управляет своим поведением в коллективе и планирует свои действия.

Формирование самостоятельности у школьника

Школьная ступень – отдельный этап развития самостоятельности ребёнка. Ведущей в этом возрасте становится учебная деятельность и возникает вопрос развития учебной самостоятельности или умения учиться, в состав которого входят активные продуктивные действия. Например, когда ученик без стороннего воздействия уметь ставить перед собой различные учебные задачи и самостоятельно выполнять их по собственной инициативе. Таким образом, ключевым моментом в правильном функционировании принципа «умение учиться» является неугасаемый познавательный интерес.

Основными качествами, характеризующими самостоятельного ученика, являются:

  • Ученик стремится овладевать умениями;
  • Проявляет активность и инициативность;
  • Умеет прогнозировать направленность своей деятельности и планировать её;
  • Владеет методами самостоятельного открытия знаний и мыслительной деятельности;
  • Осуществляет решение задач и самоконтроль.

Достичь таких результатов позволяет правильная методика преподавателя. Любое проявление любознательности и личной инициативы школьника должно поощряться учителем. Даже если учебная цель поставлена извне, ребёнок должен уметь удерживать её в фокусе внимания и при необходимости корректировать вместе с педагогом. На достаточном уровне развития учебной самостоятельности деятельность школьника приобретает исключительно поисковый характер – ученик полностью контролирует свой процесс обучения, находит новые методы получения информации и адекватно оценивает полученные результаты.

-3

Частная школа Академия Ростум в Пензе имеет широкий выбор программ дошкольного и школьного образования, которые помогают детям развить самостоятельность, метапредметные навыки и личностные компетенции, а также критическое мышление и эмоциональный интеллект. Ознакомьтесь с уникальными образовательными программами для всестороннего развития детей в частной школе Академия Ростум.