Скорость развития рынка аддитивных технологий сильно зависит от доступности качественных современных материалов для 3D-печати. В условиях санкционного давления, оказываемого на нашу страну, этот вопрос приобретает особую актуальность.
(Окончание. Начало в IT New №4/2024)
Несмотря на то, что Россия самостоятельно производит как полноценные промышленные и бытовые 3D-принтеры, так и материалы для них, по некоторым направлениям сохраняется зависимость от импорта. Насколько критична доля импортных материалов, необходимых для поддержания высоких темпов развития рынка 3D-печати? Какие материалы производятся в России в достаточном количестве, а каких не хватает? Какие новые достойные материалы появились у нас за последние несколько лет?
Сопротивление материалов
Александр МАСЛОВ (ГК «АМТ»):
«При принятии решения о начале разработки и производства строительных принтеров прорабатывался вопрос наличия материалов для печати. Принтеры компании АМТ печатают любыми, даже очень жесткими бетонами на основе цемента с фракцией материалов до 3 мм, глиной, гипсом. Это позволяет эксплуатировать оборудование в любой точке не только России, но и мира».
Гендиректор ГК «АМТ» Александр МАСЛОВ отмечает, что с течением времени заводы сухих смесей начали серийно производить смеси специально для строительной 3D-печати. Как правило, это бетоны марки М300-М350. Но производятся и составы с более высокими показателями прочности на сжатие и гидрофобности – марок В40-В70. В удаленных регионах, где количество принтеров пока измеряется единицами, бетоны для печати подбираются на основе базовых технических регламентов – из местных нерудных и вяжущих материалов, затем сертифицируются и запускаются в производство ограниченными партиями, рассказывает г-н Маслов. В 2023 году ориентировочный объем только серийно произведенных в России строительных бетонов составил 2,5-3 тыс. тонн. Специализированные бетоны для печати за пределами России производятся также в США, Германии, ОАЭ и многих других странах.
Директор по информатизации i3D (CIO) Дмитрий ТРУБАШЕВСКИЙ:
«В дефиците керамонаполненные смолы для DLP, металлопорошки (MIM) для MBJ, полимерные порошки для SLS и гранулы для FGF. Остальные материалы производятся в России с удовлетворительным или хорошим качеством и в достаточном объеме – лучше всего ситуация c FFF».
Илья ВИНОГРАДОВ (3DVision):
«Для большинства задач уже есть российское сырье, и лишь специфические материалы требуют покупки из-за рубежа. При этом дефицита нет, с помощью китайских коллег можно купить и “санкционные” расходные материалы».
Гендиректор компании 3DVision Илья ВИНОГРАДОВ согласен с коллегами, что основной дефицит материалов для 3D-печати в России сейчас приходится на специфические материалы для FDM-технологии, например различные модификации PEI, керамонаполненные фотополимеры для SLA-технологии, а также порошки для SLS-технологии. Действительно, в России только начинается производство подобных материалов и в любом случае требует компонентов иностранного производства. Но, как считает г-н Виноградов, есть и положительные моменты: например, все базовые материалы для той же FDM-технологии уже производятся в России, в наличии огромное количество металлических порошков, в том числе не имеющих аналогов в мире.
Новые материалы
Александр МАСЛОВ (ГК «АМТ»):
«Разработчики смесей для печати в основной своей массе двигаются в направлении недорогих бетонов на основе цемента М300 — М350. Такой прочности вполне хватает для печати несъемной опалубки фундаментов и стен. Рентабельность аддитивного производства – ключ к внедрению технологии печати в строительство».
Александр МАСЛОВ («АМТ») подчеркивает, что специализированные смеси разрабатываются реже и в основном под конкретные проекты. Помимо прочего, в области строительной 3D-печати растет интерес к глине, поскольку во многих регионах она является одним из основных материалов для строительства жилья. Быстро увеличивается и ассортимент материалов для заливки напечатанной опалубки, являющихся сопутствующими в аддитивной технологии. Пористые и легкие бетоны, полистиролбетоны, арболиты, бетоны с содержанием пеностекла — далеко не полный перечень материалов для аддитивного производства, активно адаптируемых для этой технологии, уточняет г-н Маслов.