У Анны Ахматовой в произведении «Тайны ремесла» есть такие строчки: «...Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...».
Новая генеративная модель YandexART создаёт методом каскадной диффузии реалистичные, детальные изображения и анимацию по текстовому запросу пользователя. При обучении модели изображения «портят», добавляя к ним случайный шум, как при диффузии жидкости или газа. Затем их показывают нейросети, задача которой — из случайного набора пикселей сформировать красивое изображение. Сначала из шума появляется цветовое пятно, а затем модель постепенно добавляет детали. После обучения модель может сгенерировать даже то, чего не видела — «вообразить» любую картинку и поэтапно «извлечь» её из шума.
Оказалось, что в искусстве подобный метод родился не сегодня и даже не вчера.
Почти 100 лет назад, незадолго до начала Первой мировой войны, итальянский футурист Луиджи Руссоло выдвинул идею о том, что городские и индустриальные шумы, включая шум современной войны, являются новым и увлекательным источником музыкального материала. Их природа является беспрецедентной – их интенсивность, объем, текстура и форма, – и поэтому музыкальной истории должен прийти конец. На смену ей должно прийти энергичное здоровое искусство шума. Новый оркестр будет вызывать новые эмоции не путём имитации звуков жизни, а путём нахождения новых и уникальных комбинаций тембров и ритмов в шуме, чтобы найти способ полностью выразить мироощущение автора, которое выходит за рамки обычного понимания.
Как и любое пророчество о конце света, похоронный звон был преждевременным, но в 1937 году художник, музыкант Джон Кейдж повторил предупреждение. В лекции, прочитанной в обществе искусств Сиэтла, он сказал своей аудитории, что существительное «музыка» следует заменить более значимым термином: «организация звука».
Звук вездесущ, неудержим, иммерсивен. Это средство, с помощью которого понимается разговорная речь и усваивается музыка. Звук незаметно взаимодействует с другими органами чувств, сканируя окружающую среду, определяя ориентацию в пространстве, регистрируя ощущение, которое мы описываем как атмосферу. Без звука мир может быть непонятным, отдалённым и опасным местом. Звук – это ощущение, которое мы принимаем как должное, чувство, которое выходит на передний план нашего внимания, когда в ресторане слишком громко, когда телевизор соседа проникает сквозь стены, когда автомобильная сигнализация нарушает покой воскресного утра.
Визуальные виды искусств тоже не остались в стороне. Возможно, даже ещё ранее – в 1880-е годы, когда французский художник Жорж Сёра после долгого изучения теорий цвета и оптики начал свои художественные эксперименты с «цветовым шумом». Он решил, что краску нужно наносить на холст по определённой системе — небольшими точками. Например, вместо того, чтобы использовать фиолетовый цвет, он размещал на холсте рядом красные и синие точки. Благодаря эффекту оптического смешения издалека зрители не видели отдельные мазки. Им казалось, что художник использовал фиолетовую краску. С помощью этого эффекта Сёра добивался особой яркости. А фигуры на его картинах получались объёмными, с чёткими контурами.
Так родилось новое стилистическое направление – Пуантилизм. Французский термин pointillisme буквально переводится как «точечность» и образован от слова point — «точка». Иногда это направление называют дивизионизмом — от французского division, то есть «разделение».
Первую картину в такой технике Сёра представил на выставке импрессионистов в 1886 году. Полотно «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» стало самым популярным в экспозиции и вызвало противоречивые отзывы критиков. Философ Эрнст Блох назвал его «мозаикой скуки», а публицист Феликс Фенеон считал картину жизнерадостной. Сам Сёра писал: «Кто-то говорит, что видит поэзию в моих картинах. Я вижу только науку».
Пуантилизмом увлекался и другой французский художник Поль Синьяк. В своей книге «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма» он писал: «Всякая материальная смесь ведёт не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот, ведёт к ясности и блеску».
В эпоху цифровых технологий «цифровой шум» стал неотъемлемым атрибутом многих художественных перформансов, аудио и видео инсталляций.
Среди тех, кто считает, что искусство обладает способностью преображать шум в информацию – и в этом проявляется его структурное родство с жизнью в природе – находится японский художник Реичи Курокава. В 1990-х годах он начал создавать свои архитектурные реконструкции аудиовизуальных феноменов – скульптуры времени из полевых записей и цифровых сгенерированных структур – используя высокотехнологичные творческие системы.
Сотрудничая с известными учёными, такими как астрофизик Винсент Минье (университет Париж-Сакле и университет Нанта), с международной Иберийской лабораторией нанотехнологий (INL), Курокава проводит новаторские эксперименты по синестезии – объединению органов чувств при восприятии произведений искусства. Тем самым отсылая зрителя к концепции кинцуги – японское искусство реставрации керамических изделий с использованием золота – для исследования ощущения утраты, соединения и улучшения через разрушение.
На вопрос, рассматривает ли художник нанонауку и сотрудничество с отделом квантовых материалов, науки и технологий INL как способ воссоединения с природой на атомарном уровне, Курокава отвечает: «В основном я черпаю идеи произведений искусства из природы. И законы природы – физика – также важный элемент, который становится спусковым механизмом для моих работ. Мне хочется относиться к физическим законам на том же уровне, что и к самой природе...».
Не раз заявляя о том, что он не создаёт искусство о технологиях, Курокава отмечает: «Технологии расширяют не только создание, но и восприятие искусства, они предоставляют множество возможностей в области искусства. Технологии играют очень важную роль в моих работах, но я рассматриваю их как инструменты для своих произведений искусства. Я всегда стараюсь избегать простой демонстрации технологии, пытаюсь не допустить создания поверхностной работы, которая производит впечатление только благодаря использованию технологии».
Узнать много нового и интересного можно подписавшись на канал «Perspicillum». Приятных всем открытий!