Со снимка смотрит маленький мальчик. Малыш в ужасном состоянии. Дома он пьет воду с плиты и закусывает бычками сигарет, вокруг него только грязь, пыль, мутная вода в различных емкостях и обгорелый диван. Кроме него в доме есть ещё дети, всех их объединяет не только кровное родство, но и то, насколько плохо каждый из них живет: на теле многочисленные ссадины, вся одежда чумазая настолько, будто они только что вылезли из печной трубы.
В июне 2021 года общественница Татьяна Осадчая выложила данный ролик в социальных сетях. По её словам она получила его от родственников матери детей, снимали кадры в 3 часа ночи, когда родительница так и не вернулась домой.
Три года назад 41-летняя Ирина из села Долгово Тогучинского района была обычной домохозяйкой, воспитывающей семерых детей с мужем.
— Да, дети у нее были от разных мужей, но их никогда никто не обижал. У ее старшего сына – неврологическое нарушение, в школу он никогда не ходил, но о нем заботились. У них был полон двор скотины, кур, все было хорошо. А потом Ирина рассталась с мужем, вскоре он умер, и все хозяйство стало куда-то исчезать, — комментировал Алексей Гордиенко, глава сельсовета в разговоре с «КП-Новосибирск».
В доме женщины царила полная неразбериха. Местные жители рассказывали, что Ирина связалась с цыганами, у нее появился ухажер, а детей она будто забыла. Дети постарше уже должны были ходить в школу, но они там практически не появлялись. Женщина придумала отговорку, что дети специально сломали будильник, и она не могла их добудиться на уроки. На самом деле она просто отсыпалась после каждой гулянки, как утверждали соседи.
Двое трехлетних сыновей-близнецов и еще один шестилетний сын не ходили в детский сад, хотя места для них держались свободными больше года.
Ситуация становилась только хуже: дети несколько раз оставались без присмотра и чуть не погибли.
— Они диваны прямо в доме поджигали – одному богу известно, чем это закончиться могло. Еще окна в доме выбивали, — длился подробностями Алексей Гордиенко. – Мы пробовали с ней по-хорошему поговорить, помогали, но без толку…
Тем не менее, Ирина регулярно получала пособия. По самым скромным подсчетам, она получала порядка 70 тысяч рублей материальной помощи от государства. Но куда уходили эти деньги? Они точно не тратились на детей, даже куска хлеба у них не было в доме. Родные говорили, что она их пропивала.
В результате размещения ролика в соцсетях детей забрали у семьи. Пятеро из них временно находились в приютах, а старший сын находился на лечении. Еще один взрослый мальчик жил у родственников, так как заканчивал 9 класс.
Уже позднее органами было принято решение вернуть детей матери, однако прежде ей необходимо было улучшить условия для их жизни. Надежда Болтенко, уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области сообщала, что при поддержке администрации Тогучинского района в частном доме, где проживала многодетная семья, был осуществлен ремонт: жильцов ждала новая печь, новый чистый пол и свежепобеленные стены.
По словам детского омбудсмена, Ирина активно интересовалась своими детьми и посещала их в реабилитационном центре. Социальные службы провели с ней профилактическую беседу. После того, как сибирячке вернули детей, к неё в дом регулярно приходили специалисты, следящие за состоянием семьи.
Социальные работники надеются, что произошедшее станет для многодетной матери хорошим уроком и она больше не оставит своих детей грязными, голодными и в холоде.